Знаки отличия
В нашем обзоре — краткая история запонок и полное руководство по их применению
Марина Волкова

Первые запонки, как принято считать, носил Людовик XIV. Они представляли собой бриллиантовые пуговицы, скрепленные цепочкой. Однако до появления рубашек (в XVII–XVIII веках в ходу были просторные блузы с пышными манжетами и жабо) запонки оставались аксессуаром из разряда необязательных, скорее роскошным памятным подарком, чем утилитарным предметом. Обязательными они стали с появлением накрахмаленных манжет, которые были слишком жесткими, чтобы, как раньше, перевязывать их лентами или застегивать на пуговицы.

Первые запонки были двусторонними и скреплялись цепочкой, но затем появилась более простая конструкция на штырьке

В 1882 году американский изобретатель Джордж Кременец придумал, как делать запонки массово (откалибровав для этой цели станок для штамповки гильз), и аксессуар вошел в повседневный обиход. В конце XIX века в моде были запонки с тонким женским профилем, вдохновленным Сарой Бернар в роли Медеи — с афиши спектакля, созданной Альфонсом Мухой. Однако самые красивые образцы, за которыми охотятся коллекционеры, были созданы в эпоху ар-деко (1920–40 гг.). Это время подлинного расцвета запонок. Их выпускают Cartier, Tiffany & Co. и Van Cleef & Arpels, над ними работают лучшие ювелиры: Вердюра, Жан Шлюмберже. А носят их не только такие законодатели моды, как Фред Астер или герцог Виндзорский (его редко видели без пары запонок, подаренных Уоллис Симпсон), но и эксцентрики вроде Марлен Дитрих. Вторая мировая война, значительно упростившая мужской костюм, а также начало массового производства готовой одежды сделали запонки необязательным элементом, хотя до начала 1980-х годов они почти наверняка были в гардеробе каждого мужчины, который носил костюм.

Мир искусства оказывал значительное влияние на ювелирную моду

В 1940-х появились запонки в виде мобилей, динамических скульптур Александра Колдера, видного представителя функционализма. В 1950-х — запонки от Дали и Пикассо, в 1970–80-х — штучные произведения знаменитого ювелира Жоэля Розенталя, известного как JAR. В наши дни замечательные образцы можно найти в коллекциях исторических ювелирных домов, на аукционах и у антикварных дилеров; также существуют марки, которые специализируются на недорогих запонках.

Самые известные коллекционеры запонок советуют следить за аукционами и наладить связи с галеристами. Так можно первым заполучить раритетную диковинку. Тематические аукционы регулярно проводят Sotheby’s и Christie’s. Большие коллекции запонок есть у нью-йоркской галереи A la Vieille Russie (в частности, работы Фаберже и редчайшие вещи еще XVIII столетия) и у лондонских антикваров Wartski. Последние по праву гордятся своими запонками эпохи ар-деко. В интернете стоит доверять американской аукционной платформе 1stdibs, аккумулирующей предложения дилеров со всего мира. Цены на антикварные запонки разнятся: сравнительно дешевыми считаются модели за $200–300, подлинные же шедевры могут стоить и $10 000.

Моду на запонки в 1990-х вернул Пол Смит, сделав их — наряду с полосатыми носками и галстуками с пинап-подкладками — скорее ироничным аксессуаром

В прошлом году Gucci и Dolce & Gabbana сделали запонки одной из главных тем своих мужских ювелирных линий. А Montblanc и S.T. Dupont всегда включают запонки в свой модельный ряд наряду со знаменитыми ручками и портмоне. Помимо Cartier, Boucheron, Chaumet, Piaget и Tiffany & Co., запонки стоит искать также у независимых ювелиров. Например, Даниэль Браш (Daniel Brush) оправляет в золото кость мамонтов, а Филлип Файк (Phillip Fike) комбинирует драгоценные материалы с деревом и плексигласом. Самые эстетские запонки на заказ по-прежнему можно сделать в мастерской JAR, однако знаменитый ювелир славится своей несговорчивостью: ходят слухи, что он изучает клиентов, разглядывая в дверной глазок, — непонравившихся может и не пустить.

Стоит обратить внимание и на молодые российские бренды. Дизайнеры Дамир Аитов и Тимур Закиров из Garage Factory делают лаконичные модели из бетона. А выпускники Британской высшей школы дизайна Олег Суслов и Дарья Горячева придумывают запонки из нейзильбера и пластика. Основатель марки Epic Захар Борисенко и главный ювелир мастерской Дамир Ярулин нередко привлекают к сотрудничеству дизайнеров, архитекторов и художников, поэтому все их изделия носят выраженный авторский характер.

Практикум

В 1964 году британский модельер Харди Эмис в своей книге «Азбука мужской моды» даже составил свод правил для тех, кто носит запонки. «Золото прекрасно само по себе. Если оно вам не по душе, лучше наденьте рубашку с манжетами на пуговицах. Серебро пусть останется в вашей столовой. Золото хорошо смотрится в грубоватой обработке. Запонки в виде шершавых орешков выглядят дорого и непринужденно — ими не брезговал сам Фаберже». Впрочем, буквально следовать всем заветам Эмиса сегодня не стоит. Предлагаем свой практикум по подбору запонок.

Под пиджак или блейзер

Герой Тони Кёртиса в фильме «В джазе только девушки» говорил, что джентльмена легко узнать по пенсне и паре запонок, подходящей к костюму. Запонки из арсенала на каждый день, так же, как офисный дресс-код, далеки от вычурности. Вместе с тем свободы здесь больше: если у вас есть винтаж с изображениями гончих или охотничьих трофеев, запонки со спортивной тематикой, золотые узелки, гвоздики или кометы с драгоценными камнями, смело выбирайте пару, гармонирующую с обликом и намекающую на род занятий и увлечения. В качестве будничного варианта подойдут самые распространенные и практичные запонки на ножке.

Под фрак и смокинг

Именно тот случай, когда можно продемонстрировать самые редкие, дорогие, коллекционные и дизайнерские запонки. Вам посчастливилось стать обладателем штучных эмалей JAR, анималистики Дэвида Уэбба (David Webb) или современного антиквариата от брендов Berca Atelier и AVGVSTA, специализирующихся на создании уникальных моделей из кораллов, кости и драгоценных камней? Смело надевайте любые из них. Действует одно лишь правило: запонки не должны спорить с прочими украшениями, в частности с булавкой для галстука (еще один предмет страсти заядлых коллекционеров).

Деловой костюм

Выбираем лаконичные, нейтральные модели, как у Кэри Гранта, символа мужской элегантности 1950-х. Идеально подойдут запонки в золоте и платине. По деловому этикету уместны модели строгих форм с графичным рисунком (например, эмалевым). Однако можно позволить себе лишнее: не противоречат приличиям и антикварные запонки 1920–30-х, с эмалями клуазоне, кабошонами и небольшими бриллиантами. Например, от Cartier.

Подпишитесь, чтобы еженедельно получать лучшие материалы The Rake