Жизнь по спецзаказу
Мячи для тенниса нужно хранить только в футляре от Bvlgari. Рассказываем о мужских аксессуарах с фантазией, сделанных по прихоти сильных мира сего

Дома мод и ювелирные бренды хранят в своих архивах немало записей о заказах bespoke. Не только драгоценных подношений женщинам, но и предметов первой необходимости и каждодневного пользования самих мужчин. Любовь к дорогим аксессуарам была присуща людям со вкусом во все времена. Но самый мощный толчок к её развитию и даже обострению дал культ дендизма, охвативший Европу на протяжении XIX столетия. Онегинские 30 щеток, снабженные монограммой хозяина, дорожные часы, по которым сверяет время намеренно опаздывающий Чайльд-Гарольд, и барные наборы, изысканностью которых мерились жертвы сплина, — веком позже выльются в столь изощрённый аксессуарный ряд мужчины 1920-х, что всего, кажется, не перечесть. У герцога Виндзорского было несколько наборов щеток с монограммами разных периодов его жизни, по части аксессуаров он мог бы обставить самого Бо Браммелла.

Главный киноденди эпохи, бельгийский сыщик Эркюль Пуаро, блистательно сыгранный Дэвидом Суше, имел даже именные серебряные щипчики для усов. Педанты 1930-х годов дорожили сделанными на заказ письменными приборами и портсигарами — кстати, частный подарок как раз женщины мужчине. Их, а также часы Cartier, много раздаривала Марлен Дитрих главным сотрудникам студии после съемок в Голливуде. Увлечение миром скоростей привело к появлению миниатюрных моделей аэропланов и спортивных авто, сделанных из ценных металлов. Так, например, частым заказом был серебряный моноплан «Дух Сент-Луиса», самолет Чарльза Линдберга, на котором он первым перелетел Атлантику. 

Иногда страсть к изыскам касалась даже самых мелочей. Например, ювелиры дома Fabergé не раз выполняли заказы на настольные звонки, которым вызывали прислугу, сделанные из драгоценных металлов и камней. Вспоминаются их настольные зажигалки в виде серебряных зверушек, причудливые рамки для фотографий и даже — миниатюрный свисток из горного хрусталя, предназначавшийся для спортивных состязаний.

У дома Cartier впечатляющая история частных заказов длиной не в одно столетие, и самые интересные — 1920‐30‐х годов, когда такие компании в полной мере раскрыли потенциал своих возможностей. Среди шедевров — серебряные коробки для сигар, настольные часы, письменные приборы, даже именные золотые щетки для обуви и закладки для книг, украшенные монограммой владельца. Для реализации подобных заказов, всё больше набиравших спрос, в недрах дома был создан спецдепартамент под кодовым именем S. За этой буквой скрывалось название основного материала — Silver, серебро, и профиль отдела — Soir (один из вариантов перевода с французского — вечерний выход), парадно‐выходные вещи. Из наиболее занимательных предметов, выпущенных департаментом S и представленных в коллекции, можно отметить, например, хьюмидор из тика и туи, созданный в 1927‐м. А из именных произведений — серебряную коробку для сигар, подаренную банкиром Пьером Мерийоном чете Вандербильтов по случаю морского путешествия тех на яхте «Ara», осуществленном в 1927‐1928 годах. Сувенир украшен гравировкой, повествующей его историю. Архивы Cartier хранят записи о монарших заказах (в том числе русского императорского двора), подарках для политиков и бизнесменов и просто милых безделицах, которыми забавлялись денди всех времён.

В наши дни многообразие аксессуарного ряда сложно переоценить. Марки с историей возьмутся за выполнение любой прихоти. В Bvlgari однажды изготовили серебряный контейнер для хранения теннисных мячей, который пожелал иметь заядлый спортсмен. Его можно увидеть в небольшом музее флагманского римского бутика марки, если расположить к себе менеджеров, а еще лучше — купить колье. В Cartier припоминают золоченый тубус, который решил подарить себе на юбилей творческой деятельности известный архитектор. От обычной именной гравировки до изготовления фантазийного аксессуара, образ которого клиент давно лелеял, — игроки мира роскоши готовы осуществить любой план. Марка Tiffany&Co недавно выпустила мужскую аксессуарную коллекцию, включающую как ювелирные украшения для мужчин, так и предметы обихода: барные принадлежности, сумки, письменные аксессуары и шахматы. Это базовый модельный ряд, но, отвечая многосотлетнему принципу бренда, основе ДНК Tiffany&Co, любой предмет можно связать со своей историей, заказав именную гравировку или монограмму.

Такой же регламент — у марки Puiforcat, ещё одного исторического французского бренда. Мануфактура специализируется на изделиях из серебра. Это могут быть как предметы сервировки, например, кольца для салфеток индивидуального дизайна, так и аксессуары для письменного стола, включая серебряный держатель для скотча, придуманный дизайнером и архитектором Жозефом Дираном, или предметы для гардеробной — ложка для обуви с серебряным навершием.

У всех марок есть своя специализация. За интерьерными мелочами ранга королевских заказов — стоит идти к Asprey, за портсигарами и ювелирными изысками — снова к Cartier или Boucheron. Если ваш заказ из ряда небанальных — например, вы гурман и кулинар — можно заказать именные половники у флорентийцев Officine Gullo или серебряную сковороду у миланцев Argenteria Dabbene (в пару к профессиональной кухне La Cornue для современных замков). Аксессуары для бритья из рога и бамбука? К миланцам Lorenzi. Любите плотничать или, как Кристиан Диор, обожаете свой сад? Hermès выпустили целую коллекцию с молотками, пассатижами и садовыми принадлежностями, выполненными в фирменной коже. Есть даже прищепки! 

А можно, как султан Брунея, заказать у венских мастеров серебряного дела Jarosinski&Vaugoin оригинальные аксессуары для парадной сервировки, чтобы впечатлить своих гостей. Султан любил знаменитостей и славился своим щедрым гостеприимством. Правда, после недавнего скандала с введением смертной казни за однополые отношения, немногие мечтают оказаться за его столом. Так что выполненный по спецзаказу серебряный держатель для ножки курицы, чтобы не замарать рук, когда ешь, или специальные серебряные ракушки — для элегантного поедания мидий, султан, вероятно, использует в одиночестве. Но ведь многие из этих вещей и служат для того, чтобы потешить мужской эгоизм, не так ли?

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.