Взять ложу
Чтобы не пропустить важнейшие мировые премьеры режиссерской оперы в новом сезоне, воспользуйтесь нашим гидом

Грядущий сезон, при всем обилии событий, неожиданных репертуарных решений и интересных дебютов, выглядит довольно консервативно. Даже оперные дома, заслуженно имеющие репутацию лидеров театрального процесса, концентрируются на приглашении режиссеров стабильно успешных — или по крайней мере привычных даже в своих провокациях. Настали времена, когда на сценах царят бывшие «террибли», которым сегодня около пятидесяти или даже больше.

Леош Яначек, «Из мертвого дома»

La Monnaie, Брюссель
06–17.11.2018

Последняя, незаконченная опера Яначека по Достоевскому — настоящий гвоздь нынешних двух сезонов. В Париже в прошлом году возобновили замечательную постановку Патриса Шеро. В Мюнхене свою совершенно не тюремную версию представил Франк Касторф. И в том же году на сцене Ковент-Гардена оперу поставил Кшиштоф Варликовский — теперь его спектакль переезжает в Брюссель, а чуть позже в Лион. Не стоит смягчать правду: рецензии в британских газетах не были благожелательными. Варликовский сильно разозлил чопорных англичан. «Где духовность? Где доброта, живущая, по Достоевскому, даже в самых закоренелых преступниках? Где религиозные беседы? Где орел, наконец?» — наперебой вопрошали рецензенты. Вместо всего этого польский режиссер с кинематографической подробностью воспроизвел на сцене реалии современной американской тюрьмы — с ее синими от наколок нациками, однополым насильственным сексом и бесконечно кидающими мяч и тягающими штанги чернокожими арестантами. Достоевский и Яначек у Варликовского «рикошетят» в тюремную прозу Жана Жене, в которой, кстати, и парениям духа, и католической религиозности отводится очень важное место.

Леош Яначек, «Енуфа»

Dutch National Opera, Амстердам
06–25.10.2018

Британка Кэти Митчелл довольно уверенно движется к тому, чтобы стать самой востребованной женщиной-режиссером на территории не только драматического, но и музыкального театра. В Амстердаме она ставит одну из самых знаменитых опер Леоша Яначека «Енуфа». Ее даже в Москве теперь играют в МАМТе имени Станиславского и Немировича-Данченко в постановке Александра Тителя. Эта душераздирающая и очень женская, можно даже сказать — феминистская история, которые так любит Кэти Митчелл, с потрясающими женскими характерами и неизбытыми за век существования оперы проблемами, впечатляет уже своим сюжетом. Но Митчелл знаменита не столько прямолинейными эмоциями на разрыв аорты, сколько виртуозным умением полностью поменять оптику, с которой мы привычно смотрим на классические сюжеты. Обычно ей это удается засчет нахождения среди второстепенных героев того, кто на самом деле очень внимательно смотрит за происходящим и имеет о каждом событии свое особое мнение. В премьерных показах заявлены три фантастические певицы: Аннетте Даш (Енуфа), Эвелин Херлициус (Сторожиха костела) и легендарная Ханна Шварц в роли Бабушки Бурыйи.

Беат Фуррер, «Лиловый снег»

Staatsoper Unter den Linden, Берлин
13–31.01.2019

Швейцарец Беат Фуррер — один из наиболее значительных композиторов сегодняшнего дня. Премьера его первой оперы состоялась в 1989 году на фестивале Wien Modern. С тех пор это имя регулярно появляется на афишах важных оперных театров и фестивалей. За мировые премьеры его опер часто берутся самые неожиданные постановщики, а один из спектаклей оформляла Заха Хадид. Но в «Лиловом снеге» для отечественного зрителя есть еще более интересная подробность — либретто написано Владимиром Сорокиным специально по заказу театра. В основе его вольная интерпретация «Соляриса» (в большей степени фильма Тарковского, нежели прозы Лемма). Владимир Сорокин очень популярен в Германии, а потому нет ничего удивительного в этом тандеме, тем более что после недавней премьеры «Триумфа Времени и Бесчувствия» Генделя в постановке Константина Богомолова в сорокинском списке либретто уже три названия. Режиссер — Клаус Гут; он второй раз за сезон ставит абсолютно новое произведение, словно возвращаясь в годы своей молодости, когда создавались лучшие его спектакли.

Гектор Берлиоз, «Троянцы»

Opéra Bastille, Париж
22.01 — 12.02.2019

Одно из важнейших событий сезона: Дмитрий Черняков ставит «Троянцев». Эпопея Берлиоза по «Энеиде» Вергилия, написанная композитором с учетом персональных возможностей Полины Виардо, создавалась по канонам современного Голливуда, когда приквел выходит на экраны десять лет спустя. В XIX веке «Троянцев» чаще играли в два вечера: сначала «Взятие Трои», а потом «Троянцы в Карфагене» — теперь дают в один. Эту оперу хорошо знают в России, поскольку ее дважды ставил Гергиев в Мариинке. Эпичность сюжета и партитуры чаще всего заставляют режиссеров действовать средствами современного дизайна и оставлять певцов в статуарных мизансценах на фоне буйства видео на экране или масштабных перемен декораций. Очевидно, что в спектакле Чернякова такого подарка оперным консерваторам сделано не будет, а мифологические Эней, Дидона, Кассандра и прочие станут очень живыми и узнаваемыми людьми наших дней. Это видно даже по кастингу, где преобладают певцы, начинавшие в музыке барокко и бельканто, а вовсе не Верди и Вагнера: меццо Стефани д’Устрак (звезда черняковской «Кармен»), Вероник Жанс, Стефан Дегу. Из универсальных звезд мирового масштаба — Элина Гаранча в роли Дидоны и Паата Бурчуладзе в роли Приама. Дирижирует Филипп Жордан. Также в Париже в этом сезоне возобновляют спектакль Чернякова «Иоланта/Щелкунчик», постановки во многом этапной для его творчества. Это пример того, как знаменитый control freak выходит из зоны комфорта в финале пронзительно поставленной «Иоланты» в свободное пространство «Щелкунчика», в котором три очень разных хореографа свободно интерпретируют режиссерский бриф и предложенную сценографию (самый звездный из троицы — Сиди Ларби Шеркауи).

Palais Garnier, Париж, 09–24.05.2019

Антонин Дворжак, «Русалка»

Opéra Bastille, Париж
29.01 — 13.02.2019

Наверное, лучший и уж точно самый красивый спектакль Роберта Карсена появился в Париже 17 лет назад. Тогда эта премьера стала триумфом молодой Рене Флеминг, а также — примером очень точного режиссерского разбора, который при всех переносах оперы в относительную современность оставил возможность для художников «сделать красиво». Периодически Opéra возобновляет его в тот момент, когда на мировой оперной сцене появляются достойные исполнители. Но случается это редко, и возможно, что нынешний сезон станет последним. В роли Русалки — Камилла Нюланд, Иноземная княжна — великая Карита Маттила, Ежибаба — Екатерина Семенчук, Принц — Клаус Флориан Фогт. Любопытно, что по возвращении из Парижа в Москву можно будет увидеть еще одну «Русалку», уже на новой сцене Большого театра — там оперу Дворжака ставит Тимофей Кулябин. А на главную роль назначены примадонна Мариинки и звезда «Тангейзера» Ирина Чурилова и не менее известная сопрано — Динара Алиева. Премьера состоится 3 марта 2019 года.

Джордж Бенджамин, «Уроки любви и насилия»

Staatsoper Hamburg, Гамбург
07.04.2019

Одна из главных премьер года — новая опера британца Джорджа Бенджамина «Уроки любви и насилия». Заказ на нее композитору и его постоянному либреттисту Мартину Кримпу театры и фестивали Европы и Америки сообразили на семерых. Показ в Гамбурге — третий в длинном списке городов, сразу после майской премьеры, состоявшейся в Лондоне, и июньской — на Holland Festival. Ажиотаж вокруг спектакля связан прежде всего с колоссальным успехом оперы Бенджамина «Написано на коже», первую постановку которой осуществила Кейти Митчелл несколько лет назад. В «Уроках любви и насилия» команду мечты собрали вновь, причем в афише значатся не только имена Митчелл и ее постоянной художницы Вики Мортимер, но и сопрано Барбары Ханниган и баритона Стефана Дегу, которые пели в премьере «Написано на коже». Сюжет строится вокруг традиционной королевской дилеммы — любовь или политика? В качестве подготовки к спектак-лю стоит посмотреть фильм Дерека Джармена с молодой Тильдой Суинтон «Эдуард II».

Сергей Прокофьев, «Обручение в монастыре»

Staatsoper Unter den Linden, Берлин
13–22.04.2019

Это, пожалуй, главный сюрприз не только сезона, но и всей режиссерской карьеры Дмитрия Чернякова. В списке его постановок были самые разные оперы, не было только комических. А «Обручение» — именно комическая, даже буффонная. Сюжет нам хорошо знаком по гомерически смешному фильму «Дуэнья» с Татьяной Васильевой и Евгением Леоновым. Что с этой фактурой будет делать режиссер и как сквозь шеридановские бугагашные коллизии прорастут вечные черняковские вопросы — невероятно интересно. Еще и потому, что в роли Дуэньи — настоящая дива, Виолета Урмана, когда-то спевшая у Чернякова в «Макбете». Ее невероятные голосовые возможности всем известны. Урмана в равной степени хороша и в меццо-сопрановых, и в сопрановых партиях, однако мало кто знает, что певица обладает совершенно сногсшибательным чувством юмора как на сцене, так и в жизни. И пока мало кто из режиссеров этим воспользовался.

Николай Римский-Корсаков, «Сказка о Царе Салтане»

La Monnaie, Брюссель
11–29.06.2019

Дмитрий Черняков, прославившийся в начале своей режиссерской карьеры с оперой Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», довольно долго на Западе не ставил оперы этого композитора, однако за последние пять лет сумел быстро восполнить пробел: воплотил «Царскую невесту» в Берлине и Милане, создал новую версию «Китежа» в Амстердаме и триумфальную «Снегурочку» в Париже. Настала очередь и «Сказки о царе Салтане». Во всех этих спектаклях Черняков демонстрирует одно, очень важное для поэтики Римского-Корсакова умение — он лихо находит современные адреса для всех этих псевдоисторических или нарочито сказочных коллизий, не теряя при этом их билибинской декоративности. Не пытается игнорировать исторические виньетки, но очень точно подбирает им безжалостные рифмы в наши времена духовных скреп, постправды и fake news. «Сказка о царе Салтане» считается одной из самых праздничных и невинных в смысле политической сатиры опер Римского-Корсакова. Однако вряд ли спектакль Чернякова оставит нас с подобным ощущением. Состав исполнителей, надо отметить, прекрасный. Солистка Базельского оперного театра Светлана Аксенова, блестящий лирический тенор из Большого Богдан Волков, чудесная колоратурная сопрано, также начинавшая в Большом, а теперь поющая на лучших сценах мира, — Ольга Кульчинская. За пультом — Ален Альтиноглу.

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.