Выставочный план
Помимо основных площадок Венецианской биеннале, стоит посетить выставки, открывшиеся в палаццо, галереях и выставочных залах

Впервые ретроспектива живущего художника открылась в Галерее Академии — этой чести удостоился Георг Базелиц. Экспозиция Baselitz — Academy показывает все знаковые работы немецкого автора, от масштабных трехметровых полотен и деревянных скульптур в фирменной манере, будто грубо вырубленных топором и чем-то напоминающих африканских идолов, до графических рисунков и эскизов, которые Базелиц сделал в свой первый приезд в Италию. Последним посвящено несколько залов — в них можно увидеть, как поездка в художественную резиденцию во Флоренцию в 1965 году повлияла на признанного классика экспрессионизма, в частности заметить влияние знаменитых итальянских художников, к примеру Понтормо. На визуальный язык Базелица наложила отпечаток и школа советской, соцреалистической живописи, от которой тем не менее он старался уйти после знакомства с работами Пикассо (в юности его даже выгнали из художественного училища за профнепригодность), и итальянские маньеристы. Своих знаменитых «перевернутых людей» он начал активно писать в 1970‑х — и с тех пор это не только его узнаваемый прием, но и самые востребованные на арт-рынке работы.

За первоклассной современной живописью стоит отправиться в Галерею палаццо Чини — в трех минутах ходьбы от моста Академии. Здесь открылась выставка Adrian Ghenie: The Battle Between Carnival and Feast представителя новой румынской живописной волны — Адриана Гение. В своих работах 42-летний художник, одна из картин которого преодолела на аукционе Christie’s трехлетней давности рубеж в £7 млн, смешивает техники и препарирует историю искусств, создавая свой новый многослойный мир наподобие того, как информация смешивается и размывается в современном цифровом мире. Не остался без внимания художника и политический контекст — на выставке можно увидеть три небольших портрета, изображающих Трампа. Впрочем, помимо них в галереях на втором этаже палаццо есть и более интересные свежие работы — несколько было подготовлено специально для этой выставки. Гение работает медленно и кропотливо — купить картины в галереях, его представляющих, практически невозможно, на них уже многолетняя очередь из главных мировых коллекционеров.

Четыре десятилетия художественных экспериментов Аршила Горки — американского художника, армянского эмигранта, взявшего псевдоним в честь Максима Горького — показывают в Ка-Пезаро. Пять залов выставки «Arshile Gorky: 1904–1948» представляют сплав фигуративных, сюрреалистических и абстрактных сюжетов и рассказывают о становлении одного из основателей абстрактного экспрессионизма лучше любых учебников по истории искусств.

Небольшую выставку не менее успешной художницы нигерийского происхождения, нашедшей свой новый дом двадцать лет назад в США, можно увидеть в галерее Victoria Miro Venice. Нжидека Акуниили Кросби в свои 36 лет — суперзвезда мира современной живописи. Ее работы включены в основной проект текущей Венецианской биеннале — масштабные сложные составные полотна, соединяющие живопись и коллаж, размещены в центральном павильоне Джардини, а небольшие по размеру портреты нигерийского комьюнити — в Арсенале. На галерейной же выставке Njideka Akunyili Crosby: The Beautyful Ones показана серия работ, рассказывающая о жизни выходцев из Нигерии — это и члены семьи художницы, и люди, которых она встретила во время недавней поездки на родину.

В Музее палаццо Гримани на выставке Pittura/Panorama собрана живопись одной из немногих художниц, получивших признание при жизни — Элен Франкенталер (7). Экспозиция охватывает широкий период творчества: от работ 1952 года, причисляемых к «лирическому» абстрактному экспрессионизму, до более зрелых экспериментов с прозрачностью и слоями в стиле живописи цветового поля и плотных абстрактных полотен позднего периода художницы — вплоть до 1992 года. Бонусом для пришедших на выставку станет еще одна экспозиция — но уже на нулевом этаже. Впервые за четыре сотни лет здесь в историческом интерьере собрана скульптурная коллекция патриарха Аквилеи Джованни Гримани.

Экспрессивные эксперименты с живописью цветового поля немецкого художника Гюнтера Фёрга в Венеции представил Далласский музей современного искусства. Несколько поздних масштабных и красивых работ 2007–08 годов размещены прямо перед историческими гобеленами частного палаццо Контарини Полиньяк. В целом же проход по выставке Förg in Venice напоминает арт-квест: чтобы увидеть привезенные в Венецию работы, нужно будет заходить во все комнаты на трех этажах палаццо. Но это того стоит: даже если не проникнетесь Фёргом, то увидите замечательные интерьеры палаццо, выходящего на Гранд-канал.

В Венеции открылись сразу две выставки, посвященные основателям arte povera. Обязательна для посещения первая масштабная после смерти в 2017-м ретроспектива работ Янниса Кунеллиса — всего 50 скульптур, картин и инсталляций, созданных с 1959-го по 2015 годы. Под них отведены два этажа Fondazione Prada. В первые три дня с открытия в очереди нужно было провести не менее полутора часов, поэтому приехать посмотреть эту выставку стоит, когда ажиотаж немного спадет. А в Fondazione Giorgio Cini показывают переосмысление живописной практики Альберто Бурри — еще одной знаковой фигуры итальянского «бедного искусства» — на примере полусотни полотен.

На контрасте с засильем живописи в этот раз в Венеции построена экспозиция Time, forward! в итальянской вотчине российского фонда V-A-C — палаццо на Дзаттере. Инсталляции, сложные мультимедийные работы, скульптуры, видео, перформансы молодых и уже признанных художников показывают их взгляд на невероятный темп хода времени в цифровую эпоху. Выставка становится намного полнее и интереснее, если проходить ее с гидом или как минимум читать описания работ в каталоге. Из всех выставок 2019 года, представленных российскими институциями, только эта вызывает чувство гордости за родную страну — она не выглядит пережитком прошлого, а показывает передовой контекст и продуманную кураторскую работу.

ДАТЫ ВЫСТАВОК

«Baselitz — Academy», Gallerie dell’Accademia, до 8 ноября;

«Adrian Ghenie: The Battle Between Carnival and Feast», Palazzo Cini, до 18 ноября;

«Arshile Gorky: 1904–1948», Ca’ Pesaro, до 22 сентября;

 «Njideka Akunyili Crosby: The Beautyful Ones», Victoria Miro, до 12 июля;

«Helen Frankenthaler: Pittura/Panorama», Palazzo Grimani, до 17 ноября;

«Förg in Venice», Palazzo Contarini Polignac, до 23 августа;

«Jannis Kounellis», Fondazione Prada, до 24 ноября;

«Burri la pittura, irriducibile presenza», Fondazione Giorgio Cini, до 28 июля;

«Time, forward!», Palazzo delle Zattere, до 20 октября.

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.