Вспоминая Бертолуччи
Сегодня на 78 году жизни ушел итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи, заслуживший место в истории не только своими фильмами, но и стилем

Визуальный язык эстета Бертолуччи, родившегося в Парме, был в точности выверенным, но редко — избыточным. По тем же принципам одевались и его персонажи-мужчины: будь то герой «Конформиста» в своем костюме-«футляре» или студенты из «Мечтателей», носившие пиджаки лишь ради того, чтобы сбросить их с себя к началу основной части фильма. К их вещам невозможно было придраться, но они редко сообщали о героях что-то сверхъестественное.

«Последнее танго в Париже», 1972

Пожалуй, единственным громким сарториальным высказыванием в фильмах Бертолуччи было пальто героя Марлона Брандо в «Последнем танго в Париже»: массивное, распахнутое, почти несуразное — тем не менее его сшили на тосканской мануфактуре d’Avenza из викуньи, самой дорогой в мире ткани. В этом сочетании роскоши и перверсивности читается почерк самого режиссера.

А вот стиль Бертолуччи в реальной жизни был запоминающимся: неизменная широкополая шляпа (лишь изредка в поздние годы подменяемая бейсболкой) и массивный шарф — в них он почти на каждом кадре. Режиссер всегда любил клетку: в молодости массивную, а с возрастом — помельче. В цветах у него были два главных предпочтения — черный и бежевый, и порой он даже сочетал оба. Обязательной частью небрежного стиля была некоторая бесформенность: темные плащи поверх трикотажа на грузной фигуре казались снятыми с чужого плеча. Бертолуччи не одевался как модник, но именно благодаря естественности своего стиля он и выделялся среди многих.

В историю кино Бернардо Бертолуччи вошел как режиссер-философ, которого интересовал человек в меняющемся мире, природа протеста, революции, сопротивления и конформизма.

Подпишитесь, чтобы еженедельно получать лучшие материалы The Rake