Возможна гололедица
8 советов от мастеров вождения в экстремальных условиях

В начале весны в Карелии на льду Ладожского озера прошел зимний курс вождения Audi Winter Experience, который провели инструкторы школы автогонщика и заслуженного мастера спорта Евгения Васина. Надо сказать, два дня занятий (по 8 часов практически непрерывной рулежки) дают понимание, что 25-летний опыт вождения вовсе не показатель спортивных водительских умений. Понятно, что «ловить» машину и «держать» ее на скользком покрытии могли практически все, а вот ездить в режиме управляемого заноса по траектории получалось далеко не у каждого. Многие заканчивали траекторию скольжения на залитой водой (снег активно таял) «обочине», так что вытаскивать их оттуда приходилось при помощи лебедки и тягача. В тренинге использовались динамичный и спортивный Audi A7 Sportback 55 TFSI quattro S tronic и флагманский кроссовер Audi Q8. На всех автомобилях система стабилизации была отключена полностью, чтобы водитель остался один на один со своими умениями. И вот что стоит знать каждому, прежде чем выезжать в гололед.

1. Правильная посадка

«На скользкой дороге руль необходимо держать двумя руками, — строго говорит Васин. — Многие привыкли в городе управлять одной рукой, но на гололеде вы просто не успеете среагировать на изменение обстановки. Положение рук на реле по классике — на „10“ и „2 часах“. Спинку сидения необходимо ставить чуть вертикальнее, чем вы привыкли, чтобы лучше видеть дорогу перед собой…» Высота руля должна быть такой, чтобы он не упирался в колени и не перекрывал взгляд на приборную панель. Вылет регулируется по запястью, положенному на руль сверху — в этом положении ваша спина должна оставаться прижатой к спинке сиденья.

2. Вспоминаем забытое

Прежде чем газовать на обледеневшей трассе, стоит освежить навыки. «Выберите свободную от автомобилей и препятствий площадку и покатайтесь: потормозите (и в пол тоже, до срабатывания ABS), погазуйте, постарайтесь резче поработать рулем, чтобы сорвать машину в занос, — советует Евгений Васин. — И не забудьте отключить системы курсовой устойчивости, чтобы почувствовать поведение самой машины». Это позволит вам отработать рефлексы. А они очень сильно отличаются от тех, что формируются у нас при неспешном движении по чистому сухому асфальту.

3. Учимся распознавать гололед

Если с массивом льда все понятно — его видно сразу, и ты автоматически сбрасываешь скорость движения, — то гололед крайне коварная вещь. «Небольшая влажность и мороз всего в несколько градусов — и вот уже асфальт покрыт тонкой, но очень скользкой коркой льда, — предостерегает Васин. — Без снега все гораздо хуже». Скользкую дорогу можно быстро узнать по поведению руля, который на гололеде становится более «ватным». Он поворачивается легче, а машина при этом продолжает движение по прежней траектории. Впрочем, и при торможении система ABS начинает срабатывать практически сразу же.

4. Рулим плавно

Рулить машиной на скользкой дороге нужно спокойнее — плавные повороты, разгоны, замедления. Резкое движение руля легко сорвет машину в занос.

5. Правильно тормозим

«Многие автопроизводители советуют водителям давить на тормоз со всей силы, а ABS, мол, сделает свое дело, — комментирует Васин. — Но я бы так действовать не рекомендовал, потому что даже у опытного водителя срабатывание этой системы вызывает дискомфорт и неправильную реакцию. Чувствуя удары на педали тормоза, любой человек рефлекторно ее отпускает, и за счет этого тормозной путь увеличивается…» Поэтому на скользкой дороге нужно соблюдать дистанцию и дозировать тормозное усилие так, чтобы не доводить до срабатывания антиблокировочной системы.

6. Учитываем привод

В зависимости от типа привода машина по-разному ведет себя на скользкой дороге. Чтобы справиться с потерей управления на любом типе привода, надо всегда поворачивать руль в сторону заноса. Кроме того, необходимо плавно увеличивать тягу двигателя — при скольжении автомобиля ведущие колеса ни в коем случае нельзя оставлять без крутящего момента. В противном случае те силы инерции, которые уже возникли при потере сцепления с дорожным покрытием, будут развиваться хаотично.

«Учтите, что на машинах с разным типом привода фаза „встречи заноса“ рулем будет отличаться, — предупреждает Васин. — На заднем приводе работать рулем придется дольше, на переднем это очень короткое дозированное движение — только встретить занос, и сразу колеса устанавливаются прямо. А у полноприводного автомобиля рулем придется делать что-то среднее между двумя вышеупомянутыми движениями…»

7. Сохраняем баланс и управляемость

Самый важный навык, который пытались нам привить на занятиях, — «баланс автомобиля». Все знают, что при разгоне передняя ось разгружается, а при торможении, наоборот, нагружается. Чередование разгонов/торможений дестабилизирует автомобиль и существенно влияет на его курсовую устойчивость. Важно чувствовать этот баланс. При прохождении поворотов применяется простейший алгоритм действий: торможение — поворот — разгон. Но суть в деталях. Торможение нужно для того, чтобы загрузить переднюю ось автомобиля и увеличить коэффициент сцепления шин с дорогой. Не нужно тормозить «в пол», часто достаточно сбросить газ. Следующий шаг — непосредственно маневр. «Маневр нужно выполнять в момент максимального сцепления передних колес с дорогой, — объясняет инструктор Антон Емельянов. — Если под колесами гололед, скорость маневра велика, а вы не загрузили переднюю ось, то машина поедет прямо, даже если вы будете крутить руль. Частая ошибка в этой ситуации — попытка повернуть руль на еще больший угол. Что в итоге? Руль уже повернут до упора, а автомобиль все равно не попадает в поворот...» У меня, кстати, так случалось не раз.

Если же передней оси удалось зацепиться за поверхность, то поворачиваем руль и задаем новое направление движения для автомобиля. Руль нужно повернуть на нужный угол таким образом, чтобы в процессе выполнения маневра не увеличивать этот угол. «В процессе выполнения маневра руль плавно возвращаем в положение „нуля“, — добавляет Васин. — Одновременно плавно нажимаем на газ и ускоряемся до следующего цикла „тормоз — поворот — разгон“. Важно синхронизировать работу педали газа и руля. Чем ближе к „нулю“ руль, тем сильнее можно газовать…»

8. Сохраняем неразрывность

В алгоритме действий важна непрерывность без пауз. Нельзя сначала выполнить торможение, а лишь затем неспешно начинать маневр. Поворачивать руль нужно чуть раньше, чем вы отпустите педаль тормоза. Опоздаете — пружины передней подвески начнут обратный ход и загрузка передней оси будет потеряна. Крайне важно в процессе выполнения поворота держать нажатым газ, чтобы поддерживать небольшую тягу на обоих осях.

Важно: разгоняются и тормозят только на прямых колесах, когда шины обеспечивают максимальное сцепление с дорогой. Пошел занос передней оси? Ставьте колеса прямо и тормозите. «И еще — на скользких покрытиях машина реагирует на вращение руля с задержкой, — предостерегает Васин. — Это очень важно при управлении автомобилем в заносе. Когда вы гасите занос вращением руля в его сторону на льду — не ждите, пока автомобиль среагирует на маневр, сразу же возвращайте руль в нулевое положение. Иначе вы спровоцируете следующий занос, уже в другую сторону…»

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.