Сын Франции
Citroën DS — прежде всего икона автостиля XX века, но однажды он спас жизнь президента

После ухода из Citroën основателя Андре Ситроена, революционера и технического гения, компания оказалась в глубоком концептуальном кризисе. Чтобы выйти из патовой ситуации, новый управляющий Citroën Пьер-Жюль Буланже в 1937 году запустил программу «Большой Массовый Автомобиль». Руководителем назначили Андре Лефевра, который сразу же набросал эскиз будущей модели: обтекаемый кузов с интегрированной рамой, шестицилиндровый двигатель, передний привод и т. д. Оккупация нацистами Франции, казалось бы, поставила крест на проекте, но конструкторы продолжили работу на чистом энтузиазме. Главный фокус усилий сместился на подвеску, ведь дороги были разбиты и автомобилю предстояло передвигаться в основном по ухабам. Конструктор Поль Мажес предложил уникальную саморегулирующуюся подвеску — та работала от единой гидропневматической системы, которая обеспечивала автомобилю нереальную по тем временам плавность хода. Однако на поворотах жесткость подвески вырастала в разы, что гарантировало отличную управляемость и устойчивость движения. А двигаясь по пересеченной местности, можно было одним нажатием кнопки поднять корпус автомобиля почти на 20 (!) см и благополучно преодолеть все ухабы и канавы. Как видите, Мажес почти на полвека опередил других конструкторов, которые начали использовать пневматическую подвеску лишь в конце ХХ века.

Кузовом DS занялся экстравагантный дизайнер Фламинио Бертони. Задача оказалась весьма непростой, поскольку Лефевр отказался от радиаторной решетки, считая ее пережитком прошлого. Бертони придал автомобилю каплеобразную форму с выпуклым лобовым стеклом, приподнятым гладким носом и тонкой крышей, плавно переходящей в узкий багажник. DS впечатлял своими задними крыльями, скрывающими колеса, и необычными поворотниками, установленными по краям крыши. Еще одна инновация: основным несущим элементом стало днище с приваренными к нему стойками — они формировали каркас. Остальные элементы кузова из алюминиевых сплавов были съемными.

Автомобиль де Голля прошило 14 пуль, отчего лопнули покрышки задних колес, но машина не потеряла управление

Премьера Citroën DS состоялась 6 октября 1955 года на Парижском автосалоне. Успех был головокружительный: к концу дня фирма получила более 12 тысяч заказов на новинку, а великая Джина Лоллобриджида согласилась участвовать в рекламной кампании DS. Уровень роскоши (особенно в люксовых комплектациях) зашкаливал: ковровое покрытие, обивочные материалы высшего качества и даже встроенный радиотелефон, работавший в радиусе 20–30 км от Парижа! Сам Шарль де Голль заказал несколько машин, что позже спасло ему жизнь. 22 августа 1962 года террористы обстреляли кортеж президента. Автомобиль де Голля прошило около 14 пуль, отчего лопнули покрышки задних колес Citroën DS 19 — но благодаря той самой гидропневматической подвеске машина не потеряла управление и смогла вывезти президента из-под обстрела. Позже по заказу де Голля был создан специальный DS Présidentielle. Его уникальность была еще и в том, что лимузин мог заехать в ворота Елисейского дворца и подъехать к парадному входу за один маневр, в то время как лимузину американского президента требовалось целых три. За 20 лет было выпущено около 1,5 миллионов автомобилей, и DS по праву занял свое место в истории.

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.