Стиль - моя крепость
Эти заметные бородачи на фоне крепости напоминают павлинов Pitti Uomo. Только это не Fortezza da Basso во Флоренции, а цитадель в иракском Эрбиле

Первые фотографии щеголей появились в аккаунте Mr.Erbil зимой 2016 года, и нужно понимать, что на самом деле скрыто за спинами этих улыбчивых красавцев. Всего 80 километров отделяют Эрбиль и Мосул, захваченный террористами ИГИЛ, которые всё ближе продвигаются к границе Курдистана. Жизнь, которая начала налаживаться после падения режима Саддама Хуссейна и притока иностранных инвестиций в нефтяной регион, снова оказалась под угрозой. Что вы делаете, когда теряете работу, будущее туманно, в воздухе витает дух войны, а в вашей стране миллион беженцев? Конечно, одеваетесь как в последний раз. 

«У нас с друзьями были схожие интересы, мы привыкли носить костюмы и следить за модой, но мы никогда это не демонстрировали. Когда мы собрались впервые, ИГИЛ находился всего в 15 минутах езды от Эрбиля, война шла днем и ночью, нас защищали наши братья и сестры из отрядов Пешмерга. Однако страха не было, в городе шла обычная жизнь: люди ходили на работу, встречались с друзьями в кафе, но медиа никогда об этом не говорили. Они освещали только военные действия. Мы решили передать миру позитивное послание из Курдистана, показать настоящую жизнь в регионе, а также красоту нашей природы и цитадель, рассказать, что здесь мирно уживаются люди разных национальностей и религий», — комментируют Ахмед Наузад и Горан Пштиван, инициаторы этого джентльменского движения.

Казалось бы, мода — довольно сомнительное и утопическое средство от кризиса, но, как ни удивительно, это сработало. Подобную форму протеста и эскапизма от неприглядной реальности демонстрируют и конголезские модники — сапёры («Луч света»), хотя экономический и культурный контексты двух стран мало похожи. То, что не смогли сделать профессиональные медиа, удалось щеголеватым парням из инстаграма. Их фотографии облетели весь мир, и мир ответил им — слова одобрения и поддержки прислали из многих стран.
Так возник единственный в Курдистане джентльменский клуб Mr.Erbil. Если в первом собрании у цитадели участвовали 22 человека, то через год их число удвоилось. Среди членов клуба люди самых разных профессий: автомеханик, врач, инженер, владелец магазина, госслужащий, большинство из них немногим старше 20 лет. Первое правило клуба: политика и религия остаются за его дверями. Здесь рады стильным и добросердечным, готовым помогать другим, поддерживающим стартапы и местный бизнес, а также позитивный настрой в сообществе. 

Конечно, нашлись и критики. Группу обвиняли в прозападности и предательстве этнических и культурных традиций Курдистана. «Многие поначалу думали, что мы дети богатых родителей и нас не заботит ситуация в регионе. Им казалось, что все это ради того, чтобы покрасоваться в костюмах. Но со временем люди поняли, что это не было позерством ради лайков. В целом курдское сообщество нас поддерживало, иначе бы мы никогда не смогли добиться успеха. Мы благодарны ему и никогда этого не забудем».
 Желание молодых людей хорошо одеваться и фланирование на самом деле — часть восточной традиции, где есть культура аффенди, или уважаемых образованных мужчин, которые надевают свои лучшие костюмы, отправляясь в чайхану, чтобы пообщаться с друзьями. «Так делали наши дедушки. Но многие вещи в сознании и привычках курдов изменились со временем. Сегодня молодежь одета безыскусно, мы же хотим вернуть мужчинам эту культуру».

Среди представителей старшего поколения можно встретить мужчин в традиционных, но очень элегантных костюмах неярких оттенков, пошитых из местной ткани. Внешне модель напоминает комбинезон «сирена», который изобрел Уинстон Черчилль во время войны, но в действительности это отдельные брюки и верх (иногда в виде рубашки на пуговицах с нагрудными карманами, иногда с запахнутыми наподобие кимоно полочками). Талия перевязана кушаком, который называется «пштенд», голову венчает тюрбан «джамадани», а в руках чаще всего четки.
«Некоторые мужчины старшего поколения носят курдский национальный костюм постоянно, но большинство надевают его лишь по случаю, например, на свадьбу или празднование Навруза (Новый год, отмечается 21 марта). На весеннее собрание клуба мы тоже надеваем традиционную одежду и едем в горы. Этот костюм очень давно в культуре, и известно с десяток его вариаций, принадлежащих разным народностям в Курдистане».

Интерес к костюмной традиции Востока и Запада и, конечно, успех в соцсетях указали парням путь выхода из кризиса. За несколько лет клуб по интересам превратился в настоящий бизнес: магазин готовой одежды, ателье, барбершоп и кофейню под одной крышей — Mr.Erbil Gentlemen’s House. Однако путь был непростым. Когда они задумали сделать галстуки, прошел год, прежде чем удалось найти умельца, который, изучив крой в YouTube, смог его сшить. Большинство местных портных галстука в глаза не видели, не говоря уже про более сложные вещи. Пришлось изменить и конструкцию галстука, поскольку в ход пошла мохеровая ткань, из которой шьются традиционные костюмы. Ткут ее в отдаленных деревнях на узких станках: ширина полотна всего от 18 до 28 см. «На один отрез уходит до трех месяцев работы. Эти ткани натурального цвета, пряжу, за редким исключением, не красят. В конце марта крестьяне стригут коз перед наступлением жаркого летнего сезона и потом принимаются за ткачество. Работа с такой тканью трудоемка: портным приходится сначала сшивать узкие куски полотна, а потом раскраивать детали, поэтому многие предпочитают работать с импортными тканями, которые к тому же дешевле. Мы же, создавая курдский бренд, непременно хотели использовать местные материалы из-за их уникальности». 

Локальность — один из главных принципов Mr.Erbil, которые во всем старается поддерживать сообщество. С тех пор как открылось ателье, участники носят костюмы собственного производства (тоже созданные в результате проб и ошибок), и их стиль изменился. Если сначала они вдохновлялись расхожим образом «людей с Питти», хотя и не бывали во Флоренции, то теперь ушли от кичливой яркости павлинов в сторону сдержанной элегантности, которая всегда была в их культуре. Это заметно и по работам ателье. «В их основе классика, стиль наших дедушек: крупные лацканы, достаточно широкие брюки, но в целом стиль явно более современный».

Главная мечта парней из Mr.Erbil — иметь возможность представить свой бренд миру, что непросто, если ты ведешь бизнес в стране, где нет электронного банкинга, а пересылка за границу стоит огромных денег, не говоря уж о возможности путешествовать. Поэтому пока они следуют правилам джентльменского клуба и на собственном примере демонстрируют необходимость социальных изменений в стране. Одним из важнейших вопросов для них является проблема насилия над женщинами. Обладая известной медийной силой, каждый четверг аккаунт Mr.Erbil дает голос женщинам-активисткам и правозащитницам, предпринимателям и дизайнерам. «Хотя большинство женщин в стране традиционно заперты дома и не могут работать или выражать себя, мы хотим показать, что многие курдские женщины успешны и талантливы и играют большую роль в нашем обществе».
Как известно, дела большие делаются благодаря множеству малых, поэтому участники клуба не изменяют своим привычкам: каждое воскресенье после обеда, надев костюмы и повязав галстуки, они идут в кофейню Mr.Erbil, чтобы обсудить список великих дел на следующую неделю.


Фото: @Mr.Erbil

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.