Smell me, drink me
Для чего премиальному виски нужен парфюмер?

Старинная традиция и ремесло в наши дни могут выжить лишь в том случае, если они не законсервируются, а будут переосмыслены талантливыми мастерами в духе современности. Новый проект Royal Salute — лишнее тому подтверждение. С 1953 года, когда этот виски был преподнесен в дар Елизавете II в честь ее коронации, Royal Salute является своего рода эталоном среди купажей. Самому молодому спирту в его составе не менее 21 года. Королева счастливо правит по сей день, и этот классический купаж, именуемый The Signature Blend, также остался практически неизменным — несколько мастеров-купажистов на протяжении почти семидесяти лет старательно воспроизводили его узнаваемый вкус. С такой историей Royal Salute мог бы забыть о слове «маркетинг» и делать вид, что в старой доброй Шотландии ничего не изменилось. Но в нашем мире все стремительно меняется, в том числе и вкусы. Новое поколение, которое не так давно открыло для себя культуру виски, ищет новых ощущений и необычных впечатлений. И Royal Salute нашли способ его удивить.

Я сижу в гостиной роскошного особняка в Котсуолдс — на нейтральной английской территории в компании мастера-купажиста из Шотландии Сэнди Хайслопа и французского парфюмера Барнабе Фильона, которые рассказывают мне о совместной работе. «Идея моего сотрудничества с купажистом состояла в том, чтобы найти общую территорию и общий язык, применив мои знания в области парфюмерии. Мы работаем примерно с 3500 ингредиентами. Конечно, у купажиста не настолько бесконечная палитра спиртов, но количество их возможных комбинаций очень велико. Я посылал Сэнди 2–3 ароматических компонента, а он подыскивал разные односолодовые виски, которые могли бы c ними соотноситься и быть частью этого условного парфюма. Так мы проводили параллели между парфюмерным ароматом и ароматом виски, продвигаясь от сингл молта — к бленду», — рассказывает Барнабе Фильон. До того, как стать креативным советником Royal Salute, он успел поработать с Кристин Нажель, главным парфюмером дома Hermès, и создать ароматы для очень разных по духу марок: от Paul Smith и Aēsop до Le Labo и Comme des Garçons.

Его рассказ подхватывает Сэнди Хайслоп, главный купажист Royal Salute: «Это было совершенно удивительно — обнаружить столько пересечений между работой Барнабе и моей. Но вот что интересно: многие сходные понятия мы описывали совершенно разными словами. Очевидно потому, что у каждого из нас свой жизненный и профессиональный опыт. Например, запах травы — он находится в нашей в памяти не с прошлой недели, а с детства, и эти запахи для каждого совершенно разные».

Перед нами стол, заставленный тестовыми бокалами и пузырьками с плотно притертыми крышками из парфюмерной лаборатории. Явно мне предстоит необычная дегустация. «Моя задача — подготовить вас к тому, чтобы вы в полной мере насладились именно ароматом виски, ведь 95% того, что вы почувствуете во вкусе, на самом деле распознает ваш нос», — говорит Барнабе. Он наносит на блоттер - узкую полоску бумаги очередной ингредиент, предлагая мне угадать, что это такое. Ваниль, сандал, бобы тонка, хоть и экзотические, но частые компоненты парфюмерных композиций, и больших затруднений у меня не вызывают. Однако, на удивление, я с трудом узнаю в чистом виде запах имбиря или кедра. Постепенно задача усложняется и мы переходим к составным ароматам. Фактически это полноценные парфюмы, созданные в пару к виски. Мы начинаем с The Signature Blend, элегантную и обволакивающую композицию которого ни с чем не спутаешь. В ней слышится сладость сухофруктов и цветочного меда, за которой проступают восточные специи и орехи, и даже тот самый кедр, который я поначалу не мог распознать, вдруг явно возникает в этом аромате. Конечно, в парфюме эти компоненты звучат очень ярко и выпукло, но без труда узнаются и в аромате напитка. Однако главная интрига впереди. В этом году в линейке 21-летних виски у Royal Salute впервые появились два новых купажа. И ключом к ним также становится парфюмерия. В основе купажа The Malts Blend — более 21 односолодового виски из пяти регионов Шотландии, каждый не менее 21 года выдержки. Барнабе протягивает мне блоттер со сложным ароматом, который стартует тем самым имбирем и цитрусами, за которым вскоре проступает подложка сладких летних фруктов. В самом виски они обретают вполне конкретные образы спелых абрикосов, бананов, а также густой ванили и крем-брюле, сдобренных гвоздикой. Когда настает черед The Lost Blend, его история звучит так, что любая марка нишевой парфюмерии могла бы построить на ней всю маркетинговую концепцию. В этом купаже собраны спирты с закрывшихся вискикурен. И вот тут начинается самое интересное: обоняние выхватывает в аромате напитка ноты, которые, казалось бы, принадлежат исключительно миру парфюмерии. Первое, что слышится в самом парфюме, — это солидная, очень мужская основа, — с явной копченостью (это первый торфяной виски), ароматом кожи, древесной стружки, мха. В аромате виски они оборачивается тлеющими углями и фундуком, за которыми вскоре проступают спелые медовые груши и персики, цедра апельсина. Любопытно, что в напитке чисто парфюмерные ароматы, которые сознание не может «проглотить», приобретают гастрономические образы. «Сила убеждения очень велика», — говорит Барнабе, и я понимаю, что у него в запасе еще много трюков, но время им пока не пришло. «Для меня стали открытием некоторые ингредиенты, о которых я не знал. Они помогли найти ольфакторный профиль новых купажей, хотя не все они относятся к сфере вкусовых ощущений», — комментирует Сэнди Хайслоп.

Royal Salute стали в своем роде пионерами, хотя в области парфюмерии в последние годы заметно явное движение в сторону гастрономии. Гурме-тренд с его «вкусными» ароматами явно на пике моды и, по прогнозам Барнабе, будет только нарастать. Экстракция из пищевых элементов для парфюмерии становится обычным делом. И здесь тоже можно найти параллели с производством виски.  

«Вы можете добиться трех совершенно разных ароматов от розы с помощью трех разных способов экстракции», — говорит Барнабе. Его дополняет Сэнди: «Если вы возьмете виски из одной дистиллерии и поместите в три разные бочки в разных условиях, а через 21 год попробуете их, они будут звучать как три разных виски трех разных дистиллерий».

Наверняка новое поколение, благодаря которому рынок нишевой парфюмерии значительно вырос за последние годы, как и рынок креативной гастрономии, не оставит без внимания столь необычный продукт. Тем более, что даже сама обновленная упаковка Royal Salute, для которой были использованы очень британские и роялистские по духу коллажи художницы Кристианы Уильямс тоже покажутся знакомыми знатокам парфюмерии. Она также работала над оформлением упаковки другого исторического британского бренда — Penhaligon’s. Но это, кончено, просто чистое совпадение.

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.