Шаг за шагом
Как за восемь лет Алексей Еремеев стал лидером обувного сервиса и создал всероссийскую премию Shoesing Awards

В отличие от многих других специалистов по сервису класса люкс, Алексея в бизнес привело не преклонение перед ручным трудом, а поиск бизнес-перспектив. С конца 90-х его брат Иван занимался ремонтом элитной обуви, пока Алексей строил карьеру в event-менеджменте для B2B. Первые обувные сервисы «снимали сливки»: дорогую обувь, которую было некомфортно доверить лоточникам, буквально везли сумками. Если раньше в ходу были только толстые черные набойки и профилактика, то новые мастера использовали почти незаметные детали в цвет подошвы. Но вера в то, что рынок останется неизменным, подкосила их бизнес, считает Еремеев. Сервисы быстро остановились в развитии и проиграли более современным компаниям. «Я говорил брату с начала: ты недожимаешь, рынок гораздо масштабнее», — Алексей оценил потенциал, и в 2011‑м возник Shoesing.

Процесс полировки и гласажа черных туфель с разделенным мыском (split toe)

Первые заказы пришли только через полгода после регистрации марки, а первую клиентку Shoesing обслуживает до сих пор. Три года работы после основания были самыми тяжелыми: заказы размещались на подряде, хотя финишингом Еремеев занимался лично. По его стандартам и учили собственную команду мастеров. Сегодня первая ученица, начинавшая вместе с Алексеем, — ведущий мастер, а всего в компании 12 человек. Недавно Shoesing переехали в новый просторный цех, где ручной труд совмещен с компьютерными технологиями: каждая пара маркируется кодом, по которому можно отследить путь от приемки до сдачи клиенту.

Туфли из «неликвида» бутика могут попасть в Shoesing, быть перекрашены, вернуться в магазин и найти там нового хозяина

Алексей Еремеев в мастерской Shoesing

Поначалу людей приводила реклама в поисковиках: предложение было практически эксклюзивным. Многие узнали о Shoesing благодаря обувным бутикам: Еремеев знакомился с менеджерами, так что визитки оказывались в коробках дорогой обуви на этапе продажи. Продавцы до этого уже имели опыт работы с другими подрядчиками, так что приходилось доказывать профпригодность сервиса. Шаг навстречу при сверхсрочном или сложном заказе — один из лучших козырей, считает Еремеев, это формирует доверие. Благодаря текучке продавцов между магазинами разных марок о мастерской узнавали все больше покупателей. Для многих бутиков Shoesing по сей день оказывает такую деликатную услугу, восстановление вещей из заводского или магазинного брака: куртку или сумку из экзотической кожи стоимостью под миллион рублей могут повредить так, что товарный вид способен вернуть лишь квалифицированный и кропотливый мастер. Доходит до смешного: некоторые туфли из «неликвида» просят перекрасить в более трендовый цвет, не снимая ярлыков — и после этого обувь успешно находит новых хозяев. Сегодня около трети выручки Shoesing составляет именно работа с B2B-клиентами.

Обувная колодка и коллекция щеток мастеров сервиса

«Женщины приносят больше заказов, но мужчины более щедрые», — вот резюме Алексея о клиентах. Мужчины редко спрашивают «почему так дорого?» или говорят, что проще купить новую вещь. Еремеев уверен, что 10 000 за восстановление сумки стоимостью 300 000 — справедливая цена. Около 30 % заказчиков отправляют обувь с водителями и никогда сами не бывают в приемном пункте, но есть и те, кто для знакомства приезжает лично, иногда с охраной. И убедившись, что бизнесу можно доверять, делегируют задачу подчиненным.

Стол обувщика-колориста напоминает рабочее место художника

Стоимость вещей на ремонт не всегда коррелирует с их качеством: «громкие» бренды часто заменяют в деталях обуви и сумок кожу на кожкартон, что сказывается на долговечности. А признанные мануфактуры Англии, Италии и Франции на изготовлении по-прежнему не экономят. «Когда приносят bespoke-туфли John Lobb, сразу понятно, что это bespoke». Некоторые привязываются к одной фирме или даже модели — тогда весь их обувной шкаф может занимать только она, в разных цветах и материалах.

Очистка замшевых ботинок изумрудного цвета

Поиск сотрудников — самое сложное. Есть те, у кого аккуратность заложена на уровне ДНК, а другие «считают себя гуру, но просто не способны подняться на уровень выше „четверочки“ из пяти». Взрастить мастера с нуля практически невозможно, но и переучиваться готовы немногие.

Поврежденную куртку или сумку способен восстановить только квалифицированный и кропотливый мастер

За восемь лет отношение к уходу сильно изменилось: особенно заметно это стало в разгар кризиса 2014-го. Раньше Еремеев слышал: «Ну вот, докатился — обувь в ремонт сдаю», но теперь этого не стесняются даже состоятельные люди. Уровень обувной культуры растет, многие учатся по YouTube. Но бывают и комичные случаи — например, когда просят сделать гласаж на рабочих ботинках Red Wing. Сегодня меньше черной обуви, люди перестали бояться замши и патины. Приносят кроссовки: сникер-химчистки хуже работают с натуральными материалами. «Многие „изменяли“ нам с другими компаниями, но видели, в чем они уступают, и возвращались с извинениями. Для таких мы и работаем».

Подготовка к гласажу обуви: для качественного результата необходимо намотать тряпицу на пальцы особым образом

Идея организовать Shoesing Awards пришла после визита коллеги Еремеева Алексея Врублевского на Stockholm Trunk Show, где проходил чемпионат по гласажу. В первый год российская премия привлекла около 30 человек из индустрии, а в 2018-м собрала уже более 150 гостей в Marriott. 20 апреля она пройдет в третий раз. Новые члены жюри — Юя Хасегава, лауреат World Shoe Shine Championship, Джастин Фитцпатрик (The Shoe Snob), Джеспер Ингевальдссон (Shoegazing) и Марк Моура (президент ALMA F.R.C.). Премия пройдет в рамках Moscow Trunk Show, на котором обувщики со всего мира познакомятся с российскими клиентами и примут заказы. В планах — включение Shoesing Awards в общемировой зачет, чтобы победители от России могли отправиться в Лондон и побороться там за звание лучших.

фото Анастасия Хавжу
А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.