Роман с камнем
Древним геммы служили прежде всего для опечатывания своего имущества. В наши дни это неброское и в высшей степени элегантное украшение

Немного истории

Платон описывал идеальный мир как царство драгоценных камней. Их частицы, все эти «опалы, сапфиры, изумруды» (автор скрупулезно их перечисляет), попали и в наш бренный мир. Надо признать, они все же не столь прекрасны, как те небесные, но и люди не боги. Меж людьми же нет большей ценности, чем эти минералы и изделия из них.

Искусство резьбы по камню древние назвали глиптикой (от греческого «глипсис» — вырезаю), а сами резные камни — геммами. Они подразделяются на инталии — с углубленным изображением, и камеи — с выпуклым. Олег Яковлевич Неверов, крупнейший отечественный специалист в этой области, считает глиптику одним из первых искусств, доступных человеку. Сначала привлеченный красотой камня древний мастер наносил на него простейшие рисунки, пытаясь создать защиту от опасностей мира — украшение воспринималось прежде всего как амулет, оберег. К тому же многим камням приписывали лечебные свойства. Затем геммы приобрели утилитарное значение: их использовали как печати, чтобы пометить свое имущество, изделие или «подписать» контракт. И наконец, их стали воспринимать как великолепное украшение. В древнем мире оно было одним из самых распространенных, но нельзя сказать что доступных. Лучшие образцы стоили дорого, и тем, сколько их было у римского патриция, измерялся его достаток.

Не пожелав отдать любимый камень Марку Антонию, сенатор отправился в ссылку

Со временем увлечение геммами превратилось в своего рода манию. Сенеку, например, возмущало, что его современники на каждой фаланге пальцев носили по гемме. За резные камни убивали, предавали. Широко известен случай, произошедший с Марком Антонием, страстным собирателем гемм, и одним из сенаторов, чей перстень приглянулся императору. Не захотев отдавать любимый камень владыке, сенатор предпочел отправиться в пожизненную ссылку. Если же геммами одаривали, это было знаком особого расположения — такой подарок от равного равному красноречивее слов свидетельствовал о взаимном уважении и готовности поддержать.

Архаические геммы

(VI—V вв. до н.э.)

Сделанные в заимствованной из Египта форме скарабея, они украшались изображениями на сюжеты греческих мифов и в основном использовались как печати.

Эллинистические геммы

(V—IV вв. до н.э.)

Эти геммы больше архаических, за счет чего их форма получила название «скарабеоид». Характерные сюжеты — изображения оленя, Медузы Горгоны, купальщиц; в это же время из Малой Азии приходят анималистические мотивы (медведицы, сфинксы).

Римские геммы

(VI—I вв. до н.э.)

Ранние геммы украшали схематичные изображения. В I в. до н.э., на который пришелся расцвет глиптики в Риме, на камнях стали изображать лики божеств и правителей. Лучшие мастера этого времени — Солон, Диоскурид, Гилл и Скилакс.

Как в музее

Геммы рано начали коллекционировать. Такие собрания, называвшиеся дактилиотеками, были у Юлия Цезаря, Мецената, Птолемеев. Историки восхищаются коллекцией греческого царя Митридата Евпатора, одна опись которой заняла тридцать дней. Новая волна интереса к глиптике пришлась на эпоху Возрождения. Геммы покупали Медичи, д’Эсте, Петрарка и Микеланджело. Большие коллекции были у Папы римского Павла II и французского короля Франциска I. Резными камнями увлекались и многие русские монархи, включая Екатерину II, как она про себя говорила, буквально болевшую «камейной болезнью». Резные камни собирали многие археологи и ученые (кстати, именно покупка древней геммы у местного мальчугана навела Артура Эванса на мысль начать в этом районе раскопки, открывшие Кносский дворец).

Крупнейшим собранием резных камней в мире владеет государственный эрмитаж

Сегодня крупнейшими собраниями резных камней в мире считаются Государственный Эрмитаж и коллекция Музея Гетти в Калифорнии. Первое собрание начало формироваться еще в XVIII веке, а основу нынешней коллекции заложил европейский «шопинг» Екатерины II, скупившей многие коллекции. В XIX веке к ним добавилось еще несколько значительных собраний, а после революции — национализированные коллекции Шуваловых, Юсуповых и Строгановых. Эрмитажное собрание — одно из самых представительных в мире, оно освещает все этапы развития глиптики, в нем есть геммы самых разных размеров, форм и сюжетов. Самые редкие и ценные — работы греческого мастера Дексамена.

Обширная коллекция античного искусства в музее Гетти в Лос-Анджелесе, созданного на средства нефтепромышленника Пола Гетти, экспонируется отдельно, на вилле в Малибу. Первые геммы музей приобрел в 1973 году, в начале 1980-х купил еще несколько частных собраний, в общей сложности это более 500 античных гемм. Среди них выдающиеся экземпляры римских портретных инталий и ранние этрусские геммы в стиле a globolo (изображение строится из шариков), а также бесценные образцы ближневосточного искусства.

«Коллекция Геры»

В прошлом сентябре в Лондоне аукционный дом Bonhams продавал частную коллекцию из ста с лишним гемм, формировавшуюся на протяжении последних 60 лет. Собрание получило название The Ceres Collection — коллекция Геры, по редкому кольцу с античной сердоликовой геммой, изображающей эту богиню. Цена лотов варьировалась от £200 до £5000.

Расходный материал

Считается, что станок для резки камней изобретали дважды. Первый раз в III—II тыс. до н.э., второй — уже в VI в. до н.э., когда резчики Ройку и Теодор Самосский добавили к элементарной конструкции, напоминающей гончарный круг, ножной привод. В качестве резцов использовали различные металлические сверла. Абразивом служила алмазная пыль, для полировки применяли толченые раковины.  Изготовление инталий считалось особенно сложным: мастер постоянно должен был держать в уме, что отпечаток изображения будет обратным тому, что он вырезает. Нужно было также тщательно регулировать нажим и глубину рисунка.

Мастер должен был держать в уме, что отпечаток изображения будет зеркальным

Первые геммы делали на довольно мягком камне стеатите (разновидность талька). Затем стали использовать более твердые сердолики, агаты, яшмы.  Древнегреческий ученый Теофраст в своем «Трактате о камнях», одной из первых в истории книг по минералогии, описывая тот или иной камень, непременно упоминает, пригоден ли тот для создания гемм — тем самым он дает камню качественную характеристику, насколько тот вообще хорош и ценен. Высшей похвалы заслужил «сардион», под которым автор понимает и сердолик, и красный халцедон. Почти треть всех гемм древнего мира сделаны из этих камней. После восточных походов Александра Македонского в руки резчиков попали аметисты, гранаты, изумруды, бериллы, сардониксы — и в целом этот набор драгоценных и полудрагоценных камней для изготовления гемм сохранялся на протяжении последующих веков. В эпоху Возрождения сильная камнерезная школа сформировалась в Италии, в XVIII и XIX веке особым умением отличались британцы. В России резные камни изготавливали на предприятиях Урала (Екатеринбургская и Колыванская фабрики).

Где купить

Удивительно, но факт — самыми настоящими античными геммами (а не подделками, как можно было бы предположить) наводнены римские и неаполитанские антикварные лавки. Самые уважаемые римские антиквары дислоцируются в районе Площади Испании. Это лавки семейств Di Castro, Antonacci, Efrati, Apolloni и Fallani. Хорошей репутацией пользуется лавка Mario Prili (Via del Banchi Nuovi, 47). Хозяин славится тем, что скупает вещи у родовитых семей, которым понадобились деньги. Можно с пользой прогуляться по району Трастевере. Воскресным утром здесь еще и проводится самый большой блошиный рынок в Риме. Очень удобно расположен флорентийский антикварный магазин Bernardo Antichita (Ponte Vecchio, 44). Здесь прекрасный выбор перстней с римскими инталиями.

Античные геммы и сегодня можно купить недорого, но только у проверенных продавцов

Их можно купить и у некоторых европейских дилеров. Например, в Лондоне у антикваров Bentley&Skinner (Piccadilly, 55), также у них в продаже имеются и более поздние вещи викторианской и георгианской эпохи. Вещи XIX века есть у Wartski (Grafton Street, 14) и у Sue Brown в Мэйфейре. В Амстердаме резные камни можно поискать у Kunsthandel Inez Stodel (Nieuwe Spiegelstraat, 65). В Нью-Йорке глиптику продают Marie E. Bettely (NY 10065), Park Avenue Couture (NY 12589) и The Emporium (20 W. 64th St.). Множество относительно недорогих гемм (в том числе в составе перстней и запонок) можно найти у американского аукционного дома Skinner, также торгующего через Интернет.

Обычно средняя цена недорогих гемм варьируется от €200 до €500. Если камень оправлен в золото, это увеличивает цену вещи, иногда значительно.

Правда или ложь

Геммы начали подделывать уже в античности. В XVIII веке торговля фальшивками стала массовой. Чтобы отличить подделку, во-первых, запаситесь лупой: за камень выдают стекло или пластик, например люцит, а у стекла другой блеск и внутренняя структура, и на просвет, и в лупу это хорошо видно (очень плохой знак, когда задник закрыт — не покупайте ни в коем случае!). Запомните, что пластиковые изделия значительно легче тех, что из натуральных камней, и нагреваются, когда держишь их в руках. Часто продавцы выдают за античные вещи XIX века, поэтому лучше заранее изучить вопрос, чтобы понять, какие сюжеты в античности просто не встречались. Неплохо знать и о том, что более поздние вещи скомпрометирует слишком тонкая работа — древние намного проще.

Кольца на заказ

Обычно античные геммы заключают в золотые кольца римского стиля. В Италии такое изготовит любой приличный ювелир. Что же до современных колец-печаток, то за ними лучше обращаться в традиционные ателье. С 1904 года в британском Саутгемптоне работает ювелирная мастерская Ruffs. Клиенты выбирают из шести основных форм, нескольких видов камней и пробы золота. Цена мужского кольца зависит от размеров, пробы и сложности гравировки и составляет от £700 до 1350. Ателье Rebus находится в ювелирном квартале Лондона — в Hatton Garden. Его создатель Эммет Смит владеет еще и мастерской R.H.Wilkins. Здесь заказывали печатки монархи, аристократы и политики. Обе компании занимаются гравировкой, но Rebus (основан в 2005-м) специализируется на кольцах и запонках. Одно из преимуществ — веб-сайт, предлагающий стандартную форму заказа (цены от £240 + 50 за гравировку надписи в 20 символов). Ателье берется и за сложные заказы, но о них надо договариваться при личной встрече. В этом случае вам непременно устроят экскурсию по ателье.

Заказывать кольца-печатки с резными камнями стоит в традиционных мастерских

Кольцо-печатка

В III веке н.э. св. Клемент Александрийский, порицавший роскошь, высказал мысль, что христианам подобает носить на мизинце лишь кольца с печатками, поскольку они служат практическим целям.На протяжении веков кольца перебывали на всех пальцах, но современники по-прежнему носят их на мизинце.

Ювелирная работа

В 1960-х ювелирный Дом Bulgari выпустил украшения с античными монетами, ставшие одними из самых запоминающихся в истории марки. Ювелиры использовали монеты с профилями правителей, изображениями богов и с необычной родословной: североамериканские, африканские. У Bulgari были и украшения с геммами, в том числе и с очень ценными, например из коллекции князя Станислава Понятовского (в нее входили почти 3000 инталий и камей, в том числе авторства знаменитых резчиков XVIII века Луиджи Пихлера и Джованни Каландрелли).

Фото: Christie’s Images, 1stdibs.com, V&A Images, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Bonhams, The J. Paul Getty Museum, архивы пресс-служб
Подпишитесь, чтобы еженедельно получать лучшие материалы The Rake