Roberto Ugolini. Терпение и труд
В небольшой мастерской на флорентийской площади Санто-Спирито обувщик Роберто Уголини уже больше 20 лет создает сдержанные туфли, непохожие ни на одни другие

Прямо в небольшом шоуруме, зажатом между туристическими ресторанчиками, затягивают и прошивают обувь двое итальянцев и японец. Еще одна молодая мастерица из Японии работает в небольшом помещении, забитом колодками, вместе с Роберто. Мастер, в отличие от известных мне портных, не лощен и выглядит как настоящий ремесленник: щетинистый, крепкий, но с интеллигентным взглядом из-под тонкой оправы очков.

Уголини редко увлекается декорацией, обычно фокусируясь на форме и цвете, но бывают и исключения

«Работать, работать и еще раз работать», — вот наставление Роберто всем начинающим мастерам. «Сколько бы школ ты ни прошел, нигде не научишься делать вещи так, как в мастерской. Научить могут лишь алфавиту, но складывать буквы в слова ты учишься сам. 90 % учеников-ремесленников не находят работу. Stefano Bemer берут самых лучших, но это единицы. Лучше учиться у мастера».

Кожаная модель, украшенная врезкой из крокодиловой кожи

Роберто и сам остался один рано. «Моим наставником был отец, державший мастерскую по ремонту обуви, но со временем я устроился подмастерьем к сапожнику Примо Вессилли. Спустя год обучения он был вынужден сделать операцию на позвоночнике и с тех пор не мог шить обувь. Я не знал, продолжать мне или нет. Сперва я совмещал ремонт и пошив, но это разные работы — и прилично выходит только что-то одно».

Инструмент для ручной перфорации кожи

Уголини показывает мне свою первую пару, сделанную почти 25 лет назад: светло-коричневые броги с округлым мыском. Форму колодки за это время Роберто переосмыслял дважды: сперва сделал мысок чуть уже и угловатее, а в последние годы пришел к максимально элегантной, еще более узкой форме «стамески» (chisel toe). По заказу Vass Shoes, марки из Будапешта, Уголини создал колодку U-last в своем стиле, ставшую хитом венгерского рынка.

Сборка одной пары туфель занимает у шестерых мастеров не более трех дней, но над колодкой Роберто может корпеть неделями. «Одинаковых ступней нет, с каждым новым заказчиком приходится чему-то учиться». Срок производства с учетом примерок составляет почти год. С русскими клиентами работать тяжело: «Я ему говорю, что парой надо заниматься еще месяц, а он в конце недели звонит и переспрашивает: „Готово?“. Ну что ему ответишь?»

«Сколько бы школ ты ни прошел, нигде не научишься делать вещи так, как в мастерской»

«Сегодня у меня работает слишком много людей — в ателье нас шестеро, еще одна девушка занимается сборкой верха на дому. Из школ идет постоянный поток новых выпускников, но принимать их мы уже не в силах, мастерских единицы. Я бы сказал, что и в мире всего 3-4 мастера, у которых действительно стоит заказывать bespoke». Хидетака Фукая, один из японских учеников Роберто, вопреки традиции не вернулся на родину, а остался работать во Флоренции под брендом Il Micio.

Все туфли Roberto Ugolini прошиваются по ранту вручную

Но молодым непросто, конкуренция высока. «В одном Токио я знаю не меньше 30 обувщиков. Да и мне приходится искать клиентов вне Флоренции, устраивать транк-шоу и примерки за рубежом. В странах, где люди более закрыты, доверяют только магазинам-посредникам — там работают переводчики (это Япония и Южная Корея), а в Гонконге или Нью-Йорке заказчики космополитичнее, знают английский и готовы встречаться в отеле. Китайцы нетерпеливостью напоминают русских, а японцы ценят ручную работу и готовы ждать».

Раскрашиванием туфель Уголини занимается сам, это его любимое занятие. «Я не люблю слишком яркие цвета, но не хочется и ограничивать себя банальными черным и коричневым». Глядя на туфли цветов старого кирпича, флорентийской штукатурки и пыльных оливок, я вспоминаю палитру выцветших на солнце тосканских фресок. «Не знаю, связано ли это с городом, но может и так — я всю жизнь прожил во Флоренции и, наверное, сам не замечаю, как она на меня влияет».

Туфли из крокодиловой кожи с фигурным шнурком

Силами парфюмерного эксперта и постоянного заказчика ателье Герберта Штрикера у Уголини появилась собственная линейка ароматов. «Честно говоря, я мало разбираюсь в химии, хотя и люблю парфюмы, — говорит Роберто. — Но Герберту удалось ухватить то, что мне нравится в дизайне флакона и его наполнении. Да и приятно, конечно, если твое имя узнают даже те, кто не обшивается на заказ».

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.