Приказано вышить
Семейное флорентийское ателье вышивки Loretta Caponi представило свою первую коллекцию готовой одежды

Каждый раз на протяжении многих лет, приезжая во Флоренцию, я застывал у витрин магазина Loretta Caponi. В ней находится нечто весьма далекое от моих обычных интересов: детская кроватка с кружевным бельем, гора подушек и шторки на окне, на которых вышиты голубые облачка. Не залюбоваться красотой вышивки невозможно. В 1967 году скромная белошвейка Лоретта открыла крохотную боттегу (магазинчик с мастерской) на улице Всех Святых. В единственной витрине магазина могло поместиться лишь одно изделие, но оно так же приковывало взгляды постояльцев «Эксельсиора» и «Гранд-отеля», проходивших по улице в сторону центра Флоренции. Звон колокольчика на двери объявлял о визите Рокфеллеров, Ротшильдов, принцесс, голливудских знаменитостей и рок-звезд. Никто не мог устоять перед красотой этих вещей. Лоретта принимала частные заказы, бизнес рос, боттега сменила несколько адресов и в 1992 году переехала на улицу Торнабуони, в помещение бывшего склада фортепиано. По сей день она находится здесь — бок о бок с магазином Hermès. И этого соседства мастерская Loretta Caponi, выпускающая вещи музейного уровня, заслуживает, как никто другой

Мужская пижама и халат с вышитым на спинке туканом

Без сомнения, это один из самых красивых магазинов Флоренции. Просторный, пронизывающий все здание до соседней улицы, с эффектными арками и расписным потолком, антикварной мебелью и, конечно, вышивками. Они тут повсюду: старинные в рамках на стенах, современные — на диванах, заваленных подушками с вышитым на них целым Ноевым ковчегом, и на уходящих под потолок стеллажах со стопками скатертей, салфеток, белья… Дочь Лоретты и продолжательница семейной традиции Лючия и ее сын Гвидо разворачивают передо мной скатерти. По кромке и центру одной вышиты яркие кораллы и причудливые раковины, на другой — тыквы всех видов, на третьей — однотонный линейный орнамент из кипарисов, кедров, увитых зеленью пергол; четвертая усыпана цветами, словно майский луг. Это главный мотив Капони. Пожалуй, нет в Италии цветка, который когда-либо не был вышит в ателье. И таких мотивов более двадцати тысяч! В большинстве своем они выполнялись по заказу конкретных клиентов и никогда более не воспроизводились. Необычных заказов за 50-летнюю историю у Loretta Caponi было немало. Один английский лорд, владелец замка, пожелал вышить на комплектах белья портрет дальнего родственника, если точнее — его привидения. Другой заказчик захотел воспроизвести мотив из живописи Каналетто. Облака, которые запомнились мне в витрине, некогда были вышиты на подушках, салфетках и полотенцах для частного самолета. Мне понятен мотив клиента: в мире супертехнологий хочется почувствовать что-то рукотворное. По этой же причине успешным оказалось и сотрудничество Loretta Caponi с яхтенной компанией Azimut Benetti.

Английский лорд попросил вышить на белье портрет семейного привидения

— Сложные идеи стимулировали нас изобретать и искать пути их воплощения. Мы всегда старались превзойти ожидания клиентов, — комментирует сын Лючии Гвидо Капони, которому предстоит развивать семейный бизнес, что означает нечто гораздо большее — сохранение умирающий традиции.

От подушки до комплекта белья и скатертей — в Loretta Caponi можно найти любой аксессуар для дома

— Гвидо, ты тоже умеешь вышивать? — в шутку спрашиваю я.


— Если честно, я пробовал, но, кажется, это не моя работа, — парирует он.


— Нет уж, спасибо! — всплескивает руками Лючия. — Но есть места в мире, где вышивкой занимаются мужчины. В основном в Азии. До конца XVIII века это вообще была мужская работа.

Нанесение контуров рисунка будущей вышивки через кальку с помощью краски

В Loretta Caponi это царство строгой в вопросах эстетики и качества Лючии. «Мы не используем компьютер. Невозможно оценить цвета на экране. Я выбираю их на глаз. Я дочь художника, поэтому чувство цвета у меня очень развито», — говорит Лючия, дочь живописца Дино Капони, известного тонкой колористикой своих пейзажей. Свою первую вышивку она выполнила в 9 лет. Сегодня в мастерской около 30 сотрудников, работающих по старинке. Для перенесения рисунка на ткань используется техника «польверо», которую применяли еще мастера Ренессанса. Эскиз будущей вышивки выполняется от руки на кальке. Потом контур рисунка перфорируется с помощью иглы. Калька накладывается на ткань, по ней распределяется синяя краска, в итоге на ткани остается пунктирный контур вышивки. Дальше применяются только руки и иногда машинка — для создания больших однотонных полей. Главная техника ателье — catenella (ит. «цепочка»), разновидность тамбурного шва.

В готовой коллекции Loretta Caponi представлены традиционные для марки изделия — халаты, пижамы для мужчин, белье и сорочки с кружевом для женщин. Разумеется, на всех изделиях используются фирменные вышивки. Для создания этой линии ателье работает с четырьмя независимыми мастерскими, но количество вещей в коллекции очень ограничено, и продаваться они будут в считанных магазинах по миру (в Москве это ЦУМ). «Мы надеемся, что так о нашем мастерстве и традиции вышивки узнает больше людей, которые, возможно, никогда не были во Флоренции»

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.