Под защитой коралла
The Rake пообщался с директором исторической марки Isaia Джанлукой Изайей о неаполитанском стиле, страсти, суевериях и том, может ли вдохновить плохой вкус

Наша встреча назначена на 8.00 утра на террасе отеля Excelsior. Для Неаполя это необычайно рано, даже Везувий еще сонно выглядывает из-под одеяла тумана. Но Джанлука Изайя пунктуален, он уже на месте, потягивает кофе и дочитывает утренние новости в местной газете. Он превосходно одет для неаполитанской пятницы: лазурный двубортный костюм в клетку, неизменная красная рамка очков на переносице, ползапястья браслетов, на ногах, конечно, знаменитые сандалии. Его манера одеваться всегда меня поражала: поначалу было непривычно видеть его на Pitti Uomo в костюме и сандалиях в любую погоду, но вскоре я стал замечать подобный прием в модных съемках. Его идею подхватили стилисты и отчаянные модники. Некоторые при этом смотрелись странно, в то время как Джанлука выглядит в них довольно естественно. В чем же разница?

Джанлука Изайя превратил в фирменный стиль сочетание двубортного костюма и сандалий

«Новые идеи всегда приходят в моду благодаря молодежи. Лет десять назад традиция была строга, и мужчина не никогда не надевал пиджак от костюма с другим брюками или с джинсами, если только это не блейзер. Парни на улице первые нарушили это табу. Мы в Isaia всегда говорим, что аксиом не существует, каждый мужчина создает собственные правила. И если я могу быть неотразим в определенных комбинациях одежды, ты в них будешь смотреться странно, и наоборот – я не смогу примерить на себя твой стиль. Многие мужчины хотят следовать правилам, потому что так проще и безопаснее. Как я должен носить этот пиджак, с какой сорочкой? Какова идеальная длина брюк? И мы на все это отвечаем: забудьте, правил нет, вы сами их устанавливаете».

«Забудьте, правил нет, вы сами их устанавливаете»

Приключения неаполитанского повесы Isaia продолжаются в каждом новом сезоне. Одетый с иголочки, он орудует на кухне, на ходу перекусывает пиццей и пьет крепкий эспрессо

Мне такой подход нравится, но все же я думаю, что в свое время этих парней обвиняли в дурновкусии. Неужели плохой вкус тоже может вдохновлять?

«Я не верю, что существует плохой вкус. Это всегда очень персонально. Если вы в своем представлении выглядите хорошо и по-особенному и, выйдя на сцену перед огромным залом, при этом чувствуете себя комфортно, значит, вы одеты правильно. Мне, например, очень комфортно в сандалиях с костюмом, хотя знаю, что каждый смотрит на меня, когда я в них иду. Но я ощущаю себя в них самим собой».

Новым тканям не страшен никакой ливень

Неудивительно, что марка Isaia привлекает мужчин, которые не боятся экспериментировать и могут позволить себе не выглядеть ультраконсервативно. Ее пиджаки и костюмы узнаются сразу благодаря ярким тканям, необычным цветовым комбинациям и рисункам, которые выпускаются текстильными фабриками в Бьелле специально для этой марки. До 90% тканей, которые Isaia использует в своих коллекциях, – в полоску либо в клетку.

Если, выйдя на сцену перед огромным залом, вы чувствуете себя комфортно, значит, вы одеты правильно

Этот пламенеющий стиль можно назвать неаполитанским (и знаменитые денди, прозванные здесь «гага», – его воплощение), но он давно уже стал международным. Россия – отнюдь не исключение. Это раньше все продавцы в миланских магазинах знали слово «черный», сегодня его редко употребляют. Россияне тоже изменились – за то время, пока марка Isaia отсутствовала на нашем рынке, наши мужчины научились обращаться с цветом. Это хорошо знают в компании Bosco di Ciliegi, которая открыла бутик Isaia в Петровском пассаже в 2014-м.

Каждый пиджак утюжится и отпаривается около часа

Джанлука утверждает: «Большинству наших клиентов 35–55 лет. Но я бы сказал, что у нас только молодые клиенты, что не имеет отношения к возрасту – это их дух, отношение к жизни. Вы знаете, что бывают 70-летние молодые люди и 30-летние старики». Он не устает повторять, что «мужчина Isaia – не мачо, который не знает, что такое слезы, и никогда не проявляет своих чувств. Это страстный человек, любящий жизнь». Рекламные съемки марки это подтверждают: герой то держит во рту зажженную спичку, то сидит в смокинге, залитый слезами. В следующей кампании персонаж позволил себе лишнее по отношению к девушке, которая охладила его пыл бокалом шампанского в лицо. Потом он каялся на исповеди, женился, родил ребенка... Это настоящее неаполитанское кино. Какой будет следующая серия из жизни этого парня? Появится его мама с тарелкой спагетти, он разведется или пустится в очередную авантюру?

Герой Isaia то держит во рту зажженную спичку, то сидит в смокинге, залитый слезами

История провокационных кампаний Isaia началась в 1985 году, когда отец Джанлуки Энрико заказал рекламу Хельмуту Ньютону. На ней целовались одетые одинаково мужчина и женщина. Она была в мужском костюме с галстуком и выглядела очень андрогинно. В итальянской прессе разгорелся скандал. Сегодня этот снимок висит в холле семейной фабрики Isaia в Казальнуово под Неаполем.

Раскройный цех на фабрике Isaia

Джанлука до сих пор помнит оркестр, который с утра наполнял музыкой портновский пригород Неаполя Казальнуово: дробь швейных машин, грохот тяжелых утюгов, звуки радио. Сегодня фабрика Isaia, открытая в 1957-м, звучит немного современнее: к клацанью ножниц, шипению отпаривателей и утюгов добавился электронный звук машины для раскроя лекал, время от времени раздается стрекот швейной машинки, потом снова пауза – значительная часть работы выполняется вручную. Это типичное для Неаполя производство, где обязанности строго распределены. Каждый сотрудник выполняет определенную операцию, но также знает шаг до и после нее. Это позволяет замещать друг друга, а также увидеть ошибку и исправить ее до того, как костюм попадет на check-point. Таких станций проверки несколько, финальная проводится по 46 параметрам, позволяющих оценить, как пиджак драпируется, висит или выглядит в сложенном состоянии, не говоря уж о качестве отделки, точности измерений и стыковке рисунков.

У некоторых работников проявляется ДНК – по тому, как они работают, становится видно, что их отец или дед был портным

«На фабрике довольно много молодых людей, которые хотят освоить это мастерство. Но когда мы говорим “портной”, то подразумеваем человека, который умеет все – от снятия мерок до раскроя и полного пошива изделия. Это означает как минимум 15 лет практики. Таких специалистов единицы. Но у некоторых работников спустя время проявляется ДНК – по их движениям, по тому, как они работают, становится видно, что их отец или дед был портным. У таких есть шанс стать большими мастерами». Джанлука говорит, что неаполитанский пиджак легко опознать в самолете. Обычно у пиджаков высокая пройма и головка рукава с легкой сборкой (она именуется grinze). Это позволяет свободно поднимать руки и без усилий класть багаж на полку. При этом двигаться будет только рукав, сам пиджак останется на месте. Это же касается сорочки: конструкция рукава с высокой проймой такова, что, когда мужчина положит багаж, ему не придется заправлять сорочку обратно.

Красный коралл стал символом марки. Isaia даже придумали на его основе камуфляжный рисунок и взяли за правило пришивать нижнюю пуговицу сорочки красной ниткой, имитируя форму коралла

Напоследок я расспрашиваю о красном коралле, который превратился в узнаваемый символ марки. Его история связана с греками, которые основали город. Легенда гласит, что Персей, сразивший Медузу Горгону, сел на скале, чтобы омыть руки в море, и кровь с ее головы, капающая в воду, превратила водоросли в кораллы. В Неаполе их почитают как знак удачи и мощный амулет. Этот символ заставил меня вспомнить о суевериях.

Узнать неаполитанский пиджак легко в самолете: его владельцу не составит труда положить багаж на полку

«Я не более суеверен, чем кто-либо в этом городе. Неаполитанцы верят в черного кота или в то, что нельзя проходить под стремянкой, нельзя открывать зонт в доме или класть шляпу на кровать. Но я люблю число 17, которое в Италии считается неудачным. А в целом о приметах не думаю, поскольку верю, что коралл Isaia защищает и приносит удачу».

Подпишитесь, чтобы еженедельно получать лучшие материалы The Rake