Ночь в музее
В Третьяковской галерее проходит музыкальный «Т Фестиваль». Программный директор и композитор Игорь Райхельсон рассказывает о его задачах и участниках.

Чем нынешняя программа отличается от того, что мы слышали в прошлом году?

В этот раз мы делаем акцент на исполнителях, тогда как в прошлом году главным был подбор музыкальных произведений. У нас представлен crème de la crème мирового исполнительского корпуса. Открывал фестиваль скрипач Даниэль Лозакович – молодое дарование (ему всего 18 лет), суперзвезда. Его называют Моцартом XXI века, он лауреат большого количества международных конкурсов, играет на скрипке Страдивари и имеет эксклюзивный контракт с крупнейшим лейблом Deutsche Grammophon. 21 октября выступит лучший в России гитарист Артем Дервоед – музыкант широчайшего диапазона и потрясающей техники. 5 октября – Хибла Герзмава, всемирно известная оперная певица, обладающая уникальным лирико-колоратурным сопрано. 16 ноября – Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы» и еще одна ярка молодая звезда, солистка «Ковент-Гарден» меццо-сопрано Айгуль Ахметшина. Я бесконечно рад, что удалось договориться с Михаилом Плетневым – его концерт состоится 20 ноября. Это музыкант исторического масштаба. Он редко выступает как исполнитель, больше как дирижер, но он просто гениальный пианист. На последнем концерте этого года 14 декабря выступят выдающиеся музыканты – скрипач Павел Милюков и пианист Борис Березовский.

В прошлом году в рамках фестиваля состоялась премьера вашего квинтета, посвященного Витебску. Будет ли звучать ваша музыка в этом сезоне?

Да, программу концерта 19 октября мы составляли на контрасте музыки XIX и XX веков и нынешнего столетия. Будут исполнены квартет Роберта Шумана и трио Сергея Рахманинова и два моих произведения, посвященные этим замечательным произведениям. Напомню, что в основе фестиваля – идея синтеза музыки и изобразительного искусства. Мы делаем акцент на современной русской музыке, так как Третьяковская галерея – музей национального искусства в первую очередь.

Фестиваль сохранит свою камерность?

Да, концерты рассчитаны всего на 260 человек, они начинаются достаточно поздно, в 21.30, когда музей для посещения закрыт. Перед концертом гости общаются, могут выпить шампанское и потом, через анфиладу пустых залов идут к своим местам. Все это настраивает на определенный лад. Более того специально для гостей фестиваля залы основной экспозиции и временные выставки остаются открытыми. В этом сезоне гости смогут увидеть две масштабные выставки Третьяковской галереи этого года: Василий Поленов и выставку Авангарда. К 100-летию Музея живописной культуры.

Прошлый фестиваль стал светским мероприятием. Обычные ценители музыки могут на него попасть?

Конечно, в этом году, как и в прошлом, билеты есть в свободной продаже на сайте Третьяковской галереи. К тому же, наш партнер Yandex ведет трансляции с каждого концерта в невероятном качестве, и позже записи появляются на сайте музея. Так что, послушать музыку, звучавшую в зале, может каждый, причем абсолютно бесплатно. Акустика такого модернистского здания как Новая Третьяковка подходит для исполнения классической музыки? Акустика оптимальна для камерных концертов. Музыка звучит гулко в пустом зале, но, когда собираются 260 человек, все становится на свои места. У нас нет разделения на сцену и партер, музыканты и слушатели находятся на одном уровне. И это создает особую атмосферу: кажется, что музыка звучит не для аудитории вообще, а для каждого человека лично. Мы же не Большой зал Консерватории, вмещающий 1800 человек. Камерные музыкальные вечера имеют свою длинную историю и непреходящее очарование. 

Игорь, мы не могли бы немного поговорить о вас? Нечасто встретишь музыканта, который разбирается и успешно занимается бизнесом.

Чаще, чем кажется. Если коротко обо мне, изначально я музыкант, учился в школе при Консерватории в Ленинграде. В 1979-м уехал с родителями в эмиграцию в США, там учился в знаменитой Juilliard School в Нью-Йорке, окончил композиторский факультет Нью-Йоркского университета, выступал как исполнитель, сочинял музыку. Но так сложились обстоятельства, что магистерскую степень я получил в сфере бизнеса. Поэтому моя профессиональная жизнь проходит в двух параллельных плоскостях: музыка и бизнес.

С утра – музыка, во второй половине дня – бизнес или наоборот?

Скорее волнами: вначале какой-то период времени – бизнес, потом несколько месяцев музыка. Что важнее? Музыка. Это призвание. В истории музыки есть масса примеров, когда знаменитые композиторы занимались другим делом. Не хочу сказать, что такое наблюдается повсеместно, но среди музыкантов примеры есть. Например, великий композитор Бородин был прекрасным химиком, а знаменитый американский композитор и органист Чарльз Айвз преуспел в страховом деле.

Вам бизнес мешает или помогает? 

Он дает определенную базу и позволяет писать такую музыку, какую хочу я, а не такую, какую можно успешно продать. У меня есть собственные композиторские принципы. Лет 20 назад казалось, что мелодичная музыка устарела, но мне кажется, что я выигрываю в этом заочном споре, потому что все больше композиторов возвращаются к мелодизму, гармонии и логике.
С другой стороны, если бы я занимался только музыкой, можно было бы написать больше. Но нет времени. К тому же такие разные области требуют эмоционального и психологического переключения, а оно не происходит автоматически.

Можно ли заработать на жизнь композиторским ремеслом?

Очень трудно. Это драма, которая настигает всех композиторов. Если вы занимаетесь сугубо академической музыкой, пишите кантаты, симфонии, концерты, – музыку, которая должна звучать в филармонии, – заработать трудно. Непросто даже добиться, чтобы твоя музыка звучала в приличных местах. Кто-то из ныне живущих великих композиторов, обращаясь к молодежи, сказал: «Если можете не писать, не пишите». София Губайдулина, Майкл Найман, Джон Кейдж – признанных мэтров единицы, а композиторов тысячи. Многие из них уходят в преподавание.

А если писать музыку для Голливуда?

Это прикладная музыка – для фильмов, спектаклей, рекламы, даже для больших универмагов. Но там – жесткие техзадания: сценарий, сюжет, продолжительность, настроение и т.д. Наверное, есть режиссеры, сотрудничать с которыми страшно интересно. Но в подавляющем большинстве случаев прикладная музыка – ремесло. К счастью, я могу этим не заниматься. Моя музыка звучит в нескольких фильмах и спектаклях, но ее выбрали в качестве саундтрека уже после того, как она была написана. Мне интересней писать для таких музыкантов как Юрий Башмет, Борис Березовский, Александр Князев, Александр Крылов, квартет имения И. Бородина и других знаменитых музыкантов и коллективов. 

Исполнители заказывают вам произведения?
По-разному. Иногда я пишу что-то и потом показываю произведения музыкантам. В фортепианном концерте я показал произведение Березовскому: «Посмотри». Он мне говорит, что нужна еще одна часть, и я делаю редакцию с учетом его пожеланий. В другом случае Александр Князев попросил написать для него виолончельный концерт и двойной концерт для скрипки и виолончели. Единого подхода тут нет, это всегда сугубо индивидуально.

Сейчас вы живете на две страны – в России и в США. Где вам нравится больше?

Большую часть времени я провожу в России. Эмоционально мне здесь более комфортно, может быть, потому что я родился в этой стране и провел здесь юношество. В Америке я формировался уже как личность. Там больше бытовых удобств, больше профессиональной дисциплины среди музыкантов. При этом, мои сочинения публикуются во Франции, записи выходят в Англии, произведения исполняются в Америке и России. Музыка интернациональна, и неважно, в какой точке земного шара живет или родился ее создатель. В этом и есть чудо музыки, что она не имеет границ.

Биографическая справка:

Игорь Райхельсон – американский классический и джазовый пианист и композитор. Родился в 1961-м году Санкт Петербурге, учился в музыкальной школе при ленинградской Консерватории. В 1979-м вместе с родителями эмигрировал в США. Продолжил образование в Нью-Йоркском университете, в классе профессора Александра Эдельмана. Занимается бизнесом, связанным с производством и продажей цветных металлов. Параллельно концертирует по всему миру и пишет музыку. Сочетает классические фортепианные произведения и джазовые композиции.

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.