Наш Mark 11
The Rake и Revolution совместно с IWC выпустили свою версию авиаторских часов

Необходимость в эволюционном сдвиге наручных часов возникла во время Второй мировой войны. Британское министерство обороны посчитало, что гражданские часы не годятся для военного использования. Вместо того чтобы сотрудничать с определенной фабрикой, оно выставило открытое предложение — любой производитель мог стать поставщиком, главное, чтобы он смог изготовить часы по утвержденному стандарту. Стандарт британского МО был разработан с целью гарантировать надежность, долговечность и беспрецедентную по тем временам читаемость циферблата даже в самых плохих условиях освещенности. Часы, удовлетворяющие требованиям стандарта, в документах МО фигурировали под аббревиатурой w.w.w., то есть как часы (watch) наручные (wrist) водонепроницаемые (waterproof). В частности, условия МО были приняты часовой фабрикой небольшого швейцарского города Шаффхаузен. Это был бренд, некогда очень метко названный «Международной часовой компанией» — International Watch Company.

International Watch Co., первые специализированные наручные часы бренда для авиаторов, 1936 год

Часы, выпущенные International Watch Co., соответствовали всем требованиям британских военных. Широкие скелетные стрелки и часовые маркеры циферблата были размечены радиевым люминофором (в те времена это был единственно доступный вариант). Циферблат сам по себе был шедевром функциональной эстетики. Название компании было сокращено до IWC, аббревиатуру поместили внутрь овала. Эти часы, теперь известные коллекционерам как Mark X, стали отправной точкой в развитии серии превосходных милитаристских часов бренда, включая их наиболее популярного «потомка», легендарную модель Mark 11.

После Второй мировой войны стало ясно, что тот, кто доминирует в небе, будет иметь огромное тактическое преимущество

В 1930-е руководство International Watch Co. не понаслышке знало о том, какие именно часы требуются военному летчику: лейтенант Рудольф Хомбергер, сын тогдашнего владельца бренда Эрнста Якова Хомбергера, служил в ВВС Швейцарии

Военное ведомство Великобритании, внедрявшее с целью модернизации своих воздушных сил новые технологии, заодно решило обзавестись безупречными военными часами. Так в середине 1940-х (1946/47) появился тендер Министерства обороны Великобритании на поставку часов для навигаторов. Технические требования были следующими: черный железный циферблат с арабскими цифрами от 1 до 12; светящаяся разметка циферблата по четырем главным направлениям; противоударный 12-линейный механизм с точностью хода -4 / +4 с функцией остановки секундной стрелки; водостойкость до 20 футов (6 метров); антимагнитная защита (поэтому железный циферблат); часовое стекло должно было иметь резьбовое крепление во избежание отсоединения при падении давления воздуха. На сей раз на роль поставщиков вызвались два бренда — IWC и Jaeger-LeCoultre, но в конечном итоге заявку «Жежера» отклонили, поскольку они не успевали включить в механизм противоударную систему. Так появились часы IWC Mark 11, выпущенные в 1948 году. Механизм Mark 11, позволивший часам проходить наиболее строгое тестирование, — это калибр 89, спроектированный Альбертом Пеллатоном, выдающимся техническим директором IWC.

Часы IWC Mark X из «грязной дюжины» (Dirty Dozen), 1940-е

Mark 11 — одни из самых легендарных военных часов за всю историю часового дела. Впоследствии, а именно в 1994 году, компания IWC подготовила гражданский вариант модели Mark 11 с автоматическим механизмом и хронометрической сертификацией — его назвали Mark XII. А в прошлом году в честь Mark 11 была выпущена превосходная памятная 40-миллиметровая модель Pilot’s Watch Mark XVIII Edition «Tribute to Mark 11». Она не могла не привлечь человека, знакомого с историей милитаристских часов IWC. Однако мы все жаждали чего-то, что могло бы в большей степени выразить оригинальный дух Mark 11… Очертания нашей навязчивой идеи начали принимать определенные формы.

Современные IWC Pilot’s Watch Mark XVIII Edition “Tribute to Mark 11”

Так появился замысел сделать специальную модель Mark 11 для The Rake и Revolution. Эти часы должны были стать ближе к оригинальной модели, нежели Tribute. А значит — корпус 36 мм, без указателя даты, одиннадцать арабских индексов и контрастный треугольник на «12 часах», чтобы полностью соответствовать исходному стандарту по оптимальной видимости. Правильным выбором представлялся матовый бронзовый корпус, затем, в качестве почти очевидного выбора, появились темно-зеленый циферблат (военные по чисто техническим причинам всегда предпочитали матовые черные циферблаты, но никогда не отвергали амуницию цвета хаки) и стрелки из розового золота. Мы не собирались позиционировать специальную модель как настоящую милитаристскую — если вы захотите получить военные часы, то всегда сможете приобрести антикварные IWC.

Генеральный директор IWC Кристоф Грейнджер-Герр, с которым мы не раз обсуждали наш проект, согласился: «Я очень доволен конечным результатом — часы абсолютно потрясающие»

Современные IWC Pilot’s Watch Mark XVIII Edition “Tribute to Mark 11”, оборотная сторона

Только что IWC представила коллекцию Spitfire, в которой нашла отражение новая для бренда тема джентльмена-авиатора. С этой темой связана последняя проблема выбора при работе над нашей специальной моделью. Речь о ремешке. Нам хотелось использовать текстильный ремешок натовского стиля с бронзовыми петлями — но все же казалось, что чего-то не хватает. Идея родилась в общении с Джорджем Глазгоу — младшим, гендиректором британской фирмы George Cleverley, изготовителем высококлассной обуви на заказ. Как-то он рассказывал об испанском фрегате «Метта Катарина», который направлялся в декабре 1786 года с грузом кожи из России в Геную, да затонул во время шторма в Плимутской бухте. Двести лет спустя подводники нашли затонувшее судно, а на нем — сохранившиеся в течение двух столетий в черной грязи морского дна связки оленьей кожи, настолько тщательно упакованные, что вода в них практически не проникла. Кожа оказалась едва подпорченной. Джордж Глазгоу случайно оказался в одном баре с подводниками, которые громко обсуждали находки. Он заинтересовался и попросил показать ему образец — это оказалась так называемая русская кожа. Россия в XVIII столетии была одним из основных поставщиков кожи в Европу — о качестве той кожи среди сапожников до сих пор ходят легенды. Обувщики George Cleverley начали использовать эту кожу, но за тридцать лет запасы истощились и пришла пора подумать о том, как распорядиться остатками. Хотя у мастеров фирмы был некоторый опыт в изготовлении ремешков для наручных часов, использовать «русскую кожу» в производстве ремешков натовского типа им никогда не доводилось.

Задняя крышка часов IWC Mark 11 образца 1948 года

Тем не менее Джордж Глазгоу согласился рискнуть: «Мы проводили многочисленные консультации с поставщиками ремешков для часов IWC, чтобы точно определить правильную толщину кожи. Уникальная конфигурация натовского ремешка подразумевает, что очень длинный язычок нужно пропустить назад через петли — для нас это был настоящий вызов. Лишь когда мы убедились, что ремешок достаточно гибкий, но не излишне тонкий, мы поняли, что он не сломается».

Для каждого из 150 экземпляров IWC Pilot’s Watch Automatic 36mm Special Edition × The Rake × Revolution английскими мастерами изготовлен уникальный натовский ремешок «русской кожи» 230-летнего винтажа.

IWC Mark 11 образца 1948 года

IWC Pilot’s Watch Automatic 36mm Special Edition × The Rake × Revolution, 36-миллиметровый корпус из бронзы; титановая задняя крышка, водостойкость до 60 м. Автоматический механизм; центральная секундная стрелка с функцией остановки при подводке стрелок; частота баланса 28 800 пк/ч; 25 камней; 42-часовой запас хода. Коричневый ремешок натовского стиля, винтажная «русская кожа» северного оленя 1786 года. 4500 долларов США. Лимитированная серия из 150 экземпляров — простите, если на момент обращения все будут проданы.

IWC Pilot’s Watch Timezoner Spitfire Edition “The Longest Flight”, памятная модель, которую IWC выпускает в поддержку проекта Silver Spitfire — запланированного на 2019 год кругосветного перелета реставрированного «Спитфайра» 1943 года. Лимитированная серия из 250 экземпляров
Подпишитесь, чтобы еженедельно получать лучшие материалы The Rake