На острие
Нож — единственный инструмент, которой прошел с мужчиной все этапы эволюции и остается как безотказным оружием, так и кухонным аксессуаром или даже произведением искусства

Когда берешь в руки красивый нож, то ощущаешь не просто холодок нержавеющей стали, у тебя возникает таинственное и манящее чувство, которое не спутать ни с каким другим», — делится своими эмоциями Павел Ананьин, владелец ателье Ostojenka Bespoke и страстный коллекционер ножей. Лет десять назад Павел зашел в бутик Kasumi и купил за $1500 набор кухонных ножей японского мастера Кодзи Хара. Они до сих пор находятся в идеальном состоянии, потому что такие изделия могут служить практически вечно. Павел самостоятельно их затачивает и никогда не кладет в посудомойку. «У меня, можно сказать, кармические отношения с металлом, — смеется он. — В свое время я окончил МГТУ им. Н. Э. Баумана по специализации „Литейные технологии“. По профилю никогда не работал, но тяга к металлу осталась до сих пор. В этих ножах я увидел яркую, выразительную эстетику и увлекся. Но когда вы берете такой предмет в руки, эстетика смещается на второй план, уступая вашим ощущениям: какая сталь, как обработана, из чего сделана рукоятка. Вы сразу чувствуете вес и то, как нож сливается с рукой, как будто удлиняя ее…»

У каждого специалиста по изготовлению ножей свой уникальный стиль, узнаваемый с первого взгляда. Многие молодые мастера сейчас предпочитают дамасскую сталь, ведь она очень яркая и выразительная благодаря уникальному «переливчатому» рисунку. Для лезвия часто используют взрывной и крученый дамаск, шведский металл и высокоуглеродистую сталь D2, любимую американскими и японскими мастерами. Рукоятки ножей изготавливают из разных материалов — от стали, титана и карбона до экзотических пород дерева, бивня мамонта или моржового клыка.
Можно спорить о том, являются ли ножи произведениями искусства или наивысшим проявлением редкого ремесла, но это, несомненно, предмет страсти коллекционеров со всего мира. Ежегодно они собираются на Knife Show, которое Итальянская гильдия изготовителей ножей (Corporazione Italiana Coltellinai, C.I.C.) обычно устраивает в последние выходные ноября в миланском отеле Marriott.

«Это не смотр достижений, а место, где люди встречаются и общаются, — делится впечатлениями от посещения выставки Павел. — Кто-то покупает, кто-то продает. Специалисты выставляют свои модели на аукцион по подписке. На стенде мастера рядом с его изделием лежит бумага, на -которой написана стартовая цена и указано, что аукцион закрывается на следующий день в 15:00. Вы пишете свою цену (как минимум на €200 выше ранее заявленной), ставите время и подпись. Чья подпись будет последней, тот и выиграл. Нож — это вещь в себе. Многие используют для медитации четки, а я — нож. Мне нравится держать его в руках, крутить. Открываешь, а внутри щелкает механизм. Непередаваемое удовольствие!»

«Нож, который я почти постоянно ношу с собой, — тактический складной Kiba с изображением японского бога грома (Raijin). Это изделие австралийца Гленна Уотерса, который много лет живет в Японии. Лезвие длиной 70 мм из нержавеющей стали VG-10, с авторской гравировкой и золотым тиснением. Рукоятка 6AL-4V Titanium с винтами Beta Titanium. Запатентованные шарниры из нержавеющей стали с использованием TiN / TiAIN с твердым титановым покрытием. Карманный клип (зажим для ношения. — Прим. ред.) — из титана Timascus и украшен сапфиром…»

01

Эммануэль Эспозито (Emmanuel Esposito)

Детство Эммануэля прошло в мастерской деда-кузнеца, который передал внуку секреты мастерства. В 15 лет Эспозито создал свой первый нож и с тех пор находится в постоянном поиске идеала. Сначала он делал модели только с фиксированным лезвием, но позже перешел на складные. Эммануэль стал широко известен в 2010 году благодаря придуманному им и запатентованному механизму блокировки лезвия C-Lock. «Я обнаружил, что больше всего мне нравится создавать модели, в которых сложный механизм дополнен ярким дизайном, — рассказывает мастер. — Я всегда восхищался ультратонкой работой Юргена Штейнау, особенно его мозаикой. Пообщавшись с Юргеном, я начал разрабатывать собственные модели с оригинальным трехмерным эффектом, который возникает при отражении света на поверхности черного перламутра».

www.emmanuelmaker.it

02

Гленн Уотерс (Glenn Waters)

Увлечение бывшего ювелира и тренера по джиу-джитсу ножами началось с того, что однажды в Токио в маленькой оружейной лавке Уотерс приобрел авторский нож, а также инструменты, материалы и книгу об изготовлении ножей. Когда Гленн отточил навыки в производстве этих изделий, он начал украшать свои работы тонкой гравировкой и драгоценными материалами. О высочайшем уровне мастера свидетельствует хотя бы тот факт, что знаменитый кузнец Мицугу Накахата доверил Уотерсу сделать гравировку на своих мечах. Для отделки рукоятей Гленн использует бивень мамонта, черный перламутр, золото, драгоценные камни. А для лезвий — высокоуглеродистую дамасскую сталь кузнеца Майка Петерсена из Австралии, шведскую сталь Damasteel или нержавеющий дамаск Дэвина Томаса.



www.glennwaters.com

03

Рон Лейк (Ron Lake)

Лейк, которого называют «отцом современного складного ножа», занимается ремеслом уже почти 50 лет. Долгое время он изготавливал мастер-модели для производителей электро- и автомобильного оборудования. Работа была довольно скучной, и когда в 1965 году коллега попросил его отреставрировать ритуальный кинжал, пострадавший во время пожара, Рон неожиданно для себя увлекся. Полгода спустя он сделал несколько охотничьих ножей собственной конструкции. Позже Лейк разработал концепцию Inter-Frame, при которой хрупкие элементы сочетаются с крепостью стали. Материал для отделки рукоятки помещают в специальную металлическую раму, что защищает его от повреждения и делает нож более прочным. Также Рон часто использует Tail-Lock — замок с рычажком в задней части рукояти, удерживающий клинок в сложенном состоянии и высвобожда­ющий его при раскрытии.

www.lakeknives.com

04

Вольфганг Лёйхнер (Wolfgang Loerchner)

Лёйхнер родился в 1953 году в Германии, а позже вместе с семьей перебрался в Канаду. С 1984 года, когда мастер начал делать ножи, и по сей день он вытачивает их вручную. Это дает ему неограниченную свободу в дизайне и позволяет максимально тонко прорабатывать детали. Все изделия Вольфганг создает в единственном экземпляре. Они имеют очень узнаваемый «текущий» абрис. В конструкции складных ножей мастер применяет замок Back-Lock. Его модели почитаются произведениями искусства, поэтому их стоимость начинается от €25 000. Сейчас Лёйхнер уделяет больше времени созданию складных ножей с блокировкой необычной формы.

www.wolfeknives.com

05

Франческо Паки (Francesco Pachi)

Лёйхнер родился в 1953 году в Германии, а позже вместе с семьей перебрался в Канаду. С 1984 года, когда мастер начал делать ножи, и по сей день он вытачивает их вручную. Это дает ему неограниченную свободу в дизайне и позволяет максимально тонко прорабатывать детали. Все изделия Вольфганг создает в единственном экземпляре. Они имеют очень узнаваемый «текущий» абрис. В конструкции складных ножей мастер применяет замок Back-Lock. Его модели почитаются произведениями искусства, поэтому их стоимость начинается от €25 000. Сейчас Лёйхнер уделяет больше времени созданию складных ножей с блокировкой необычной формы.

www.wolfeknives.com

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.