Мастер головоломки
Французский дизайнер Фабрис Оссе в поисках внеземных форм для утилитарных предметов

Прошлой осенью на выставке AD Interiors в Париже, которая ежегодно представляет лучших интерьерных дизайнеров мира, комната Studiolo Фабриса Оссе выделялась сложностью идеи и невероятной трудоемкостью исполнения даже среди этих сrème de la сrème декораторского искусства. Для своего стенда Фабрис придумал не только всю мебель, свет, камин под вуалью из перфорированного металла, но даже ткань, которой был обтянут подымающийся ярусами потолок. Ткань сплели вручную в Калькутте из алюминиевых и медных нитей, перемежая их с буклированной шерстью. Талант и компетентность декоратора проявляли себя не только в сочетании предметов, но и на уровне переплетения волокон!

Фабрис Оссе — французский архитектор, декоратор, дизайнер мебели, коллекционер, чей подход к творчеству характеризуется фразой: «Дизайн должен удивлять. Больше эмоций!».

Проект Studiolo, представленный на выставке AD Interiors в 2016 году. Ткань для потолка сплели вручную в Индии

Он живет по Чехову («В человеке все должно быть прекрасно…»): одевается в элегантный кэжуал Paul Smith, L’Eclaireur, Maurice Renoma, Kenzo, носит обувь Hermès, пользуется Les Parfums de Rosine, Frédéric Malle, Annick Goutal, из машин предпочитает Bentley и олдтаймеры Porsche, хотя в час пик передвигается по Парижу на скутере. Рафинированный Фабрис Оссе родился и вырос в Провансе. «Я из деревни, — говорит он, когда я спрашиваю об истоках его экстравагантного дизайна. — Если я что-то придумываю и пытаюсь отключить разум и включить интуицию, то подсознательно вспоминаю образы природы, а не фасад Нотр-Дам».

С профессией он определился рано — в пять лет. Помог новый холодильник. Его доставили в большом фанерном ящике, из которого Фабрис соорудил свой первый дом: «Я вырыл яму глубиной в метр, она была почти с меня ростом, поставил туда этот ящик, засыпал его землей, покрыл ветками и пригласил родных на чай».

Комнату Фабрисса Оссе можно рассматривать с микроскопом — так много в ней неочевидных деталей и инженерных находок

В 11 лет он поступил в Школу живописи и рисунка в Ниме, в 25 окончил архитектурную школу в Марселе, а в 27 вместе с партнером Эриком Буго (Eric Bougaut) основал архитектурную компанию ZOEVOX.

За следующую четверть века они сделали множество проектов: реконструировали полдюжины парижских отелей (Saint-Louis Saintonge, Relais Saint-Germain, Le Boeuf Couronne и проч.), оформили парижские же рестораны La Ferrandaise и L’Ardoise, концепт-стор LE66, магазины Baccarat в США и Céline в Японии, множество замков, домов и квартир. В 2010-м по их проекту было создано концепт-отделение крупнейшего французского банка BNP Paribas: прозрачные стеклянные перегородки разделили операционный зал на сектора, там стояли кресла для посетителей, можно было выпить кофе и посмотреть телевизор, пообщаться с сотрудниками банка, но не осталось и намека на скучные очереди в кассу.

На постсоветском пространстве Оссе оформил дом... под Минском

Были у Фабриса Оссе проекты и на постсоветском пространстве, в самом, казалось бы, неподходящем для его парадоксального и смелого таланта месте — в Минске. Одному человеку из Беларуси понравился парижский ресторан, декорированный Оссе, владелец ресторана поделился контактом. В результате дизайнер оформил большой дом под Минском. Он не знал фамилий своих заказчиков, но ему все понравилось: гостеприимные люди, сосновые леса, рыбалка…

Постепенно стало понятно, что Фабрису Оссе по душе скорее предметный и интерьерный дизайн, нежели «большая архитектура». «Я восхищаюсь коллегами-архитекторами, готовыми потратить 5–10 лет жизни на строительство городского объекта. Я не такой терпеливый, мне надо, чтобы на проект, например на разработку и изготовление предмета мебели, уходили месяцы, а не годы».

Стены квартиры декоратора в Париже выкрашены в «зеленый Веронезе», а по потолку разлетаются щепки, образуя динамичную игру света и тени

С мебелью у него особые отношения. Фабрис Оссе — страстный коллекционер. В течение 30 лет как минимум один свой выходной он посвящал блошиным рынкам и антикварным магазинам. Его вдохновлял послевоенный европейский дизайн, итальянское arte povera, японское искусство. В 2014-м он продал свою коллекцию мебели на аукционе Piasa. Топовые лоты — лампа Akari из папиросной бумаги дизайнера Исаму Ногути (Isamu Noguchi, 1960), стол из чугуна, меди и кожи дизайнера Андре Дюбрея (André Dubreuil) — в мире существуют только 2 экземпляра этого столика 1989 года, — стол E Cosi Facevo Cose из коллекции «Руины» (1992) легендарного Этторе Соттсасса (Ettore Sottsass) уходили за десятки тысяч евро. Вырученные деньги Оссе вложил в новый четырехэтажный офис в центре Парижа: там, помимо дизайн-бюро, работает арт-галерея и скоро откроется ресторан.

Пять лет назад он сделал ремонт своей 200-метровой квартиры в Париже, где живет с женой Сандрин и тремя детьми. Интерьерные журналы пришли в восторг от остроумия и смелости автора, который выкрасил стены гостиной в цвет «зеленый Веронезе» (такой ядреный, что вырви глаз), потолок дополнил разлетающимися щепками и нарушил все мыслимые правила симметрии и гармонии.

«Зачем вам щепки на потолке?» — интересуюсь я. «Они дают игру теней, — поясняет Фабрис, — потолки кажутся от этого выше»

В 2014-м для мебельного издателя Филиппа Юреля (Philippe Hurel) Оссе разработал похожий на гриб журнальный столик WebWood — на одной асимметрично расположенной мраморной ножке. Столик стал хитом продаж. Трудно догадаться, но за внешним изяществом скрывается сложная конструкция: чтобы добиться устойчивости, в короткую часть столешницы «закачали» 20 кг металла.

Бархатный костюм — намек на артистический характер Фабриса

Металлическая же банкетка Silverwing была выпущена в содружестве с мастерской Pouenat. Ее сидения похожи на мягкую обивку капитоне. Чтобы добиться нужного эффекта, два металлических листа вначале спаивали, а потом закачивали внутрь горячий воздух, и надо было так рассчитать, чтобы пластины не разорвало. Блестящее никелированное покрытие отсылает к источнику вдохновения — скульптурам Джеффа Кунса. «Почему она такая… несимметричная?» — подбираю я слова, хотя самое уместное — bizarre, «странный». «Любая симметрия — это границы и рамки, а на моей скамье можно развалиться — правда, ненадолго, она металлическая, все равно не даст расслабиться», — демонстрирует возможности мебели Оссе, пытаясь прилечь на банкетку.

Торшер Оссе напоминает инопланетных существ из фильма «Прибытие»

В конце марта этого года мы встречаемся в его новом офисе на Rue du Sentier, 19. Ранее утро, короткий разговор: Фабрис Оссе торопится на монтаж стенда для AD Collections — выставки лучших мебельных дизайнеров последних 80 лет. Мы сидим под гигантским треногим торшером «Плакучая ива», хотя больше этот объект похож на инопланетных существ из прошлогоднего фильма «Прибытие». Я пытаюсь уличить своего визави в противоречиях.

«Вы же архитектор, вас учили уважать пространство, вы все знаете про ордер, стили, несомые и несущие элементы и прочее. Отчего же вы этим пренебрегаете и в большом и малом нарушаете правила?»

«Да, я архитектор и могу нарисовать фасад в духе барона Османа, меня этому учили. И еще учили инженерии. Создавать сложные механизмы мне нравится больше, чем играть в исторические стили. Каждый мой предмет — инженерная головоломка. Например, в торшере трудно было провести электрические провода через “локтевые” сочленения. И я постоянно в поиске новых форм».

Металлическая банкетка Silverwing была изготовлена на заказ и вдохновлена скульптурами Джеффа Кунса

Фабрис Оссе улетает на своем скутере на выставку, где собран настоящий пантеон мебельных дизайнеров от Жака-Эмиля Рульмана и Пьера Шаро до Бруно Моанара. Но даже на фоне своих легендарных коллег Оссе смог отличиться: объекты на его стенде «Метеорит» сделаны на 3D-принтере из композитных материалов в сочетании с бронзой и отполированным мрамором. Это ни на что не похожее смелое визионерство — попытка предугадать формы, которые, возможно, будут востребованы лет через 30. Но уже сейчас главным предметом его стенда — шкатулкой для драгоценностей в виде метеорита с раздвигающимися частями — заинтересовалась компания Vacheron Constantin.

Подпишитесь, чтобы еженедельно получать лучшие материалы The Rake