Луч света
В Браззавиле, столице Республики Конго, снискавшей себе недобрую славу, образовалась группка свободомыслящих денди, которые не забывают о прелестях красивой жизни

Человеку, впервые приехавшему в Браззавиль, столицу Республики Конго, а ранее - французской колонии, что примерно в 6 500 км к югу от Парижа, открывается довольно странная картина: по грязной улице нет-нет да и профланирует какой-нибудь эффектный джентльмен в ярком костюме, с галстуком и платком в нагрудном кармане, и присоединится к компании таких же нарядных щеголей, которые курят сигары на террасе обветшалого кафе. А по пятам за этими диковинными людьми ходят толпы одетых куда более прозаично зевак.

По грязным улицам часто фланируют эффектные джентльмены в ярких костюмах, с галстуком и платком в нагрудном кармане

Эти франты принадлежат к так называемому Обществу элегантных людей (они же «саперы» от SAPE – французской аббревиатуры названия общества), а своей миссией они избрали культивирование хорошего вкуса в стране, измученной гражданской войной и нищетой. Со стороны может показаться, что все они успешные предприниматели, но на самом деле среди саперов немало безработных и представителей весьма скромных профессий: рабочих, таксистов и т. п. Да и закрытым их клуб не назовешь: принимают в него всякого, кто выглядит подобающе. Единственное препятствие – цена гардероба: новый костюм, пошитый в классических европейских традициях, стоит столько же, сколько в этих неблагополучных краях некоторые зарабатывают за год.

Костюм, пошитый в классических европейских традициях, стоит столько же, сколько многие в этих странах зарабатывают за год

Корни саперского движения уходят в 1922 год, когда на родину из Парижа вернулся «Великий Сапер» — Г.А. Мацуа, самый первый конголезец, решившийся одеться по-европейски. Соотечественники тогда над ним немало потешались. Позднее, в 70-х, Папа Вемба, «король румба-рока», решил возродить моды бывших колонизаторов и начал одеваться в экстравагантные наряды западного образца, тем самым открыто нарушая указ тогдашнего президента страны Мобуту Сесе Секо. Согласно диктаторскому по сути указу, в ознаменование разрыва с колониальным прошлым мужчинам запрещалось носить европейскую одежду; взамен был рекомендован национальный абакост – пиджак с высоким воротником и длинными либо короткими рукавами, который не предполагал рубашки.

Папа Вемба, «король румба-рока», решил возродить моды бывших колонизаторов и начал одеваться в экстравагантные наряды западного образца

Кажется, это единственный в истории случай, когда символами протеста стали обычная рубашка и галстук. Впрочем, быть сапером – отнюдь не означает заботу лишь о внешности. Людей, несмотря ни на что встречающих злоключения при полном параде, отличает внутреннее достоинство и несгибаемый оптимизм. Они так разительно выделяются на общем фоне, что местные жители не могли их не заметить и не полюбить. 

Для «людей, задающих тон», элегантный внешний вид не только вопрос стиля, но и способ отвлечься от неказистой действительности

Сегодня молодые саперы регулярно собираются, чтобы похвастаться друг перед другом новоприобретенными предметами одежды и аксессуарами, а представители старшего поколения просто получают удовольствие от того, что могут пройтись по улице в щегольском костюме. В конце концов, для «людей, задающих тон», элегантный внешний вид не только вопрос стиля, но и способ отвлечься от неказистой действительности.

Фото: Daniele Tamagni 

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.