Liverano & Liverano. Округлый почерк
Антонио Ливерано заявляет, что Сэвил-Роу мертв, и его слова звучат не насмешкой, а искренней и сочувственной эпитафией. Во время визита во Флоренцию мы узнали, почему дело самого 70-летнего закройщика живо и процветает

Ателье Liverano & Liverano находится на Виа дель Фосси, рядом с площадью Санта-Мария-Новелла. В витрине не костюм, а замшевая куртка с крупными накладными карманами. Это отголоски RTW-революции: теперь и в этом ателье можно не только обшиваться на заказ, но и купить готовые изделия, которые собираются в total look. Это идея управляющего – японца Такахиро Осаки (здесь его зовут просто Така). Он приехал во Флоренцию учить итальянский, а затем увлекся стилем и нашел работу у Ливерано.

Антонио Ливерано открыл собственное ателье в 1960-е, а его рабочий стаж – почти 60 лет

Позади магазина – комната закройщиков (Ливерано и его ученика) и дворик с садом, который выводит в основную мастерскую на восемь рабочих мест. Работают не только флорентийцы, есть мастера из Рима, Пармы и совсем издалека: за центральным столом – кореянка, которую Ливерано взял в подмастерья после ее долгих уговоров. Девушка с тщанием простегивает лацканы пиджака из темно-синей шерсти. «Настоящий портной должен уметь делать все», – говорит Ливерано. Здесь каждый осваивает весь цикл пошива пиджака и всегда может подменить коллегу.

Личная находка Ливерано – особое расположение и направление вытачек

Перегиб лацкана – одна из особенностей пиджака Ливерано. Флорентийцы приутюживают лацкан к полочке только в области воротника. Дальше благодаря ручной стежке он сам постепенно отворачивается и переходит в полочку: естественность этой линии ни с чем не спутаешь. Здесь дело не только в ручной работе, но и во внутренней конструкции – бортовая прокладка в пиджаках всегда плотная. Така показывает мне пиджак в работе: в прикладе только слои бортовки – дополнительный слой флиса или ваты никогда не добавляют.

Но главная цель моего визита – узнать, существует ли флорентийский стиль. Сравнимых с Ливерано по известности портных во Флоренции нет – это не Неаполь, где в каждом квартале десятки мастеров, и я спрашиваю прямо: «Ваш стиль – это стиль Флоренции или стиль Ливерано?» Синьор Антонио без лишней скромности отвечает: «Ливерано». Его находка – расположение и направление вытачек, максимально смещенных к боковому шву и направленных по диагонали в сторону подмышек. Других особенностей, позволяющих приталить пиджак (например, отрезного бочка) нет – прилегание создается с помощью обработки утюгом.

Пиджаки Ливерано более всего идут людям высоким и «угловатым» – низкий раскеп скрадывает рост, а линии кроя смягчают силуэт

Внутренние карманы выполнены без рамки, отчего кажутся сквозными прорезями

Общий вид силуэта Ливерано можно описать одним словом – «округлый», острые лацканы в мастерской делают редко. У пиджаков достаточно жесткое плечо без набивки, но с формоустойчивой бортовкой, резко расходящиеся низы полочек (визуально – почти «песочные часы») и мягко лежащие лацканы с низкой линией раскепа. Общая длина пиджака относительно невелика, по бедрам заметно прилегание – не такое сильное, как в римском силуэте, но значительнее, чем в лондонском. Полагаю, пиджаки Ливерано более всего идут людям высоким и «угловатым» – низкий раскеп скрадывает рост, а линии кроя смягчают силуэт. Его стиль — это умеренная структурность, объединенная с мягкими линиями. В молодости Ливерано работал у разных мастеров Флоренции, среди них он выделяет двух великих – Коммесатти и Розеллу. Собственное ателье он открыл в 1960-х вместе с братом Луиджи — его уже нет в живых, но имя сохранилось в названии.

Хитро задумано, чисто исполнено, надолго запоминается – это и есть почерк мастера

В ателье хранят и удивительные артефакты – к примеру, отрез оригинальной ткани Dormeuil Silksport из 1960-х с рисунком, который поначалу кажется полоской пяти разных цветов, но, если присмотреться, это клетка с тончайшими горизонтальными полосами верескового оттенка. «Такую шерсть абы кому не предложим, она зарезервирована для особых клиентов». Впрочем, абы кто сюда и не заходит. Со средним ценником в 5500 евро за костюм ателье Ливерано – одно из самых дорогих в континентальной Европе. Но могу подтвердить, что каждый стежок (абсолютное большинство из них ручные, в ателье всего одна швейная машинка) выполнен так аккуратно, что высокая цена оправданна.

Английские портные говорили Ливерано: «С такой проработкой на плаву в бизнесе не удержишься». Популярность мастерской доказывает обратное. Маэстро же укоряет британцев за то, что их вещи устарели, исполнение небрежно, а сами они застряли в прошлом. Впрочем, видно, что и его потребители весьма консервативны: сверхтонких тканей здесь мало, на вешалке незавершенных изделий – вещи из мохера, твида и плотного кашемира. Тщательность заметна во всем. Внутренние карманы здесь кажутся малозаметными и аккуратными прорезями в материале, а навесные закрепки даже ничего не закрепляют, лишь определяют границы кармана. Конечно, это портновская уловка – на самом деле основа кармана состоит из двух стачанных между собой деталей, которые зафиксированы с подбортом пиджака. Хитро, чисто исполнено и надолго запоминается – это и есть почерк мастера.

В мастерскую заходит корейский клиент (высокий и угловатый), и Ливерано прощается – его рукопожатие удивительно мягко, а запястье тонко для человека, много работающего с ножницами и иглой. Может, в этой неочевидной утонченности и заключена тайна флорентийского стиля?

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.