Крис ван Аш покинул Dior Homme. Чем запомнилась его работа?
Бельгиец Крис ван Аш, проработавший с Dior 10 лет, объединил миры моды и современного искусства

Для Dior Homme эпохи Криса ван Аша плотное взаимодействие с художниками началось не так давно. В 2015 году 41-летний дизайнер пригласил американскую художницу Кристин Мак-Кёрди создать керамические мини-скульптуры. Они стали кулонами в коллекции сезона весна-лето — 2016. «Ее художественный язык похож на тот, что был у французских скульпторов середины прошлого века, работы которых я коллекционирую, — признается ван Аш. — Начало полноценного сотрудничества с художниками вместо просто использования их произведений в качестве источника вдохновения стало естественным решением для меня и отражает мой интерес к искусству».

Образы с картин Франсуа Барда появились на сумках, майках, куртках и обуви в коллекции Dior Homme весна-лето — 2018

Крис каждый раз был готов к совместному эксперименту: японский иллюстратор Тору Камэй сделал для коллекции весна-лето — 2017 цветочный принт, а работы американца Дэна Уитца и француза Франсуа Барда послужили основой для создания различных тканей, из которых были сшиты куртки-бомберы, рюкзаки, кроссовки и мелкие аксессуары. Уличный художник из Чикаго Дэн Уитц известен гиперреалистичной манерой письма, а сцены для своих «батальных» многофигурных полотен он заимствует у Пуссена и Караваджо. В итоге современная эстетика наложилась на сценографию эпохи классицизма и барокко, а все это вместе было перенесено на предметы гардероба, неразрывно связанные с уличной субкультурой. Подобный ход — фирменный прием Криса ван Аша, он с 2007 года умело смешивал в Dior Homme точный крой и портновские традиции — гордость ателье дома — с характерными элементами молодежных течений: от рейв-культуры до скейтерского движения.

Вместо того, чтобы заказывать у художников работы с сюжетами, созданными специально для каждой коллекции, креативный директор Dior Homme предпочитал брать уже готовые произведения, не навязывая авторам своего видения

Но каждый предмет гардероба создавался в тесном контакте с мастером, предоставившим работу, и тем самым приобретал дополнительную художественную ценность.

Логичным развитием цветочной темы стало сотрудничество Криса ван Аша с японским художником Тору Камэем для коллекции Dior Homme весна-лето — 2017

«Процесс поиска художников всегда очень естественный, — делится своим опытом Крис. —Иногда мы выходим на них при подготовке новой коллекции, когда подбираем изображения на какую-нибудь специальную тему, а случается, что я предлагаю произведение автора, которого знаю или коллекционирую». Одной из самых важных составляющих подобного сотрудничества, по мнению ван Аша, является честный творческий обмен, который помогает лучше выразить идею коллекции и сезона. При этом поиск правильной работы художника, которая будет взаимодействовать с конкретным предметом, чрезвычайно важен. Для чего она больше подойдет: для создания вышивки, принта на ткани, орнамента на трикотаже или в качестве детали украшения? Все это в итоге определяет, насколько сильным получится не только данный проект, но показ в целом и впечатления, которые его аудитория унесет с собой.

В многофигурных полотнах Дэна Уитца можно найти отсылки к таким классическим сюжетам живописи, как взятие Христа под стражу или похищение сабинянок

Слово, которое Крис повторяет чаще всего во время своих интервью, — естественность. Именно оно и определяет его работу, будь то взаимодействие с современными художниками, переосмысление классического мужского пиджака, смокинга, белой рубашки или переплетение классических приемов кроя и современных силуэтов, взятых из жизни молодежи. С поразительной тонкостью он внедрял их в повседневный образ клиента дома Dior, которому уже давно не 16 лет. В борьбе за естественность, которой так не хватает модному миру сейчас, ван Аш избавился от свойственной некоторым его ранним коллекциям театральности и салонности, а каждое заигрывание с увлечениями поколений X, Y и Z оказывалось вдумчивым ответом дизайнера-немиллениала на события, происходящие в современном мире. За это естественное сочетание передового и классического его Dior Homme с высокохудожественным уклоном любили больше десятилетия, и не только в художественных кругах.

фото: пресс-служба Dior Homme, Jonathan Levine Gallery, Galerie Olivier Waltman
Подпишитесь, чтобы еженедельно получать лучшие материалы The Rake