Испанский канон
Чтобы лучше понять стиль мадридских джентльменов, мы обратились в одно из самых известных местных ателье — Sastrería Serna

Приехав в Мадрид поздней осенью, я ожидал увидеть на улицах насыщенные южные цвета, но обитатели престижного района Саламанка выглядели почти как заправские англичане — сплошь в сдержанных твидах. «Мы очень стеснительные в выборе цветов», — говорит о вкусах мадридцев владелец ателье Sastrería Serna Агустин Гарсия Монтеро. — «Розовый нам кажется женственным, хотя он хорошо смотрится на мужчинах. Надеть розовый или желтый, заметную клетку или даже „собачий зуб“ для меня означает выделиться. Моя девушка говорит, что когда я надеваю яркий костюм, то мужчины обращают больше внимания на меня, чем на нее. Но в понимании мадридца яркие цвета — это все, что выходит за рамки темно-синего, серого и черного». Возможно, Агустин несколько сгущает краски. Но старшее поколение столичных жителей придерживается правил английской элегантности. Здесь в чести структурный пиджак с полной бортовкой. Местная портновская школа, как и итальянская, сформировалась под влиянием английской, но, как отмечает Агустин, за эти годы апеннинцы ушли далеко вперед, а иберийцы словно застряли в стиле 50-х с его свободным покроем, мягкими линиями и округлыми деталями. Испанский пиджак не льстит фигуре своего владельца так откровенно, как итальянский. И все же в плане конструкции сам Агустин — приверженец итальянской легкости.

Агустин Гарсия Монтеро намечает петли

Он унаследовал ателье от портного Сесилио Серны, к которому пришел учеником в 17-летнем возрасте, а когда сам стал владельцем в 34 года, решил не менять название в знак благодарности своему учителю. «Подобное уважение — очень испанская черта», — отмечает один из его портных, который ремонтирует черную бархатную накидку рыцаря ордена Святого Гроба Господнего. Мое внимание привлекают несколько военных мундиров, висящих в ателье. Оказывается, Арана (у которого ателье унаследовал сам Серна) был милитари-портным и 80 % его заказов составляла униформа. Во времена диктатуры Франко у силовиков был высокий статус, в демократической Испании престиж профессии и доходы военных упали. Сегодня клиенты в основном приносят форму на реставрацию, как, например, расшитый золотой нитью генеральский мундир, изготовленный полвека лет назад, — владелец решил подарить его ателье.

Пиджак «теба» чаще всего шьется из фактурной ткани.

«Индпошив униформы сегодня роскошь, ее могут позволить себе разве что высшие чины, — отмечает Монтеро. — Большинство покупает готовую форму, произведенную в Азии. Но главная проблема в том, что сами военные не соблюдают устав. Модели со временем изменились, упростились многие детали, и сегодня мало кто разбирается в символике так, как былые милитари-портные. В Британии к сохранению традиции относятся строже».

В Sastrería Serna собран архив документов о военном костюме. Когда производятся изменения в правилах, их публикуют в правительственной газете с рисунками. Агустин листает подробный каталог, посвященный декору униформы. В зависимости от ранга количество вышивки увеличивается, появляется больше полосок или листьев. «Трудность в том, что в книге показан только тип вышивки, но не описано, как технически она выполняется», — сетует Агустин. Еще во времена Серны военных стало приходить все меньше, а сегодня это едва ли 10 % от всех заказчиков: «Многие спрашивают о цене, но услышав ее, буквально убегают».

Вышивка золотой канителью на рукаве парадного дипломатического мундира.

Зато «гражданские» костюмы на подъеме: четверо сотрудников едва справляются с заказами. Довольно много в Sastrería Serna и иностранных клиентов — сказывается привлекательная по сравнению с другими европейскими ателье цена, от €2200 за костюм.

Стиль ателье следует за вкусом мадридцев, хотя яркие ткани тут тоже в ходу. Лацканы кроят высокие и слегка расширенные с плавными перегибами, уголки лацканов и воротника чаще скругленные с углом раскепа около 80 ˚; петлицы — миланские. Пройму стараются не задирать ради комфорта, но учитывают пожелания клиентов, по окату рукава делают заметный валик. Планка нагрудного кармана под небольшим углом, — «не как у неаполитанцев, у которых она уже напоминает логотип Nike».

Миланская петлица, испанский раскеп и заметный валик по окату рукава.

Один из популярных заказов в ателье — традиционный испанский пиджак-рубашка «теба». История его происхождения запутанна, как тайны мадридского двора. Одни уверяют, что его изобрели в Англии, другие считают, что граф Теба получил его в подарок от короля Альфонсо XIII (или наоборот). Как бы то ни было, в истории остались имя Теба и характерная модель. Ее главной особенностью является отсутствие раскепа. Прочие детали порой варьируются: высокий воротник, четыре пуговицы, почти полное отсутствие подкладки, накладные карманы, рубашечный рукав и манжеты. Это испанская классика, которую можно найти даже у марок Inditex.

Портной Агустин Гарсия Монтеро, владелец Sastrería Serna.

Агустин создал с пятью коллегами Испанскую ассоциацию портных (Asociación Española de Sastrería, AES), которая регулирует правила на рынке индпошива и дает право помечать изделие специальной этикеткой Hecho A Mano («Cделано вручную») с индивидуальным номером, под которым модель вносится в общую электронную базу. Любое ателье, желающее вступить в эту ассоциацию, должно иметь в штате не менее двух портных, которые обязаны пройти экзамен и предоставить экспертному совету пиджак, где только 11 прямых швов сделаны с помощью швейной машинки, а остальные операции — вручную. Столь строгий и цивилизованный подход подтверждает, что местная портновская традиция выходит на качественно иной уровень развития и, стоит надеяться, скоро мы выучим новые испанские имена.

Подпишитесь, чтобы еженедельно получать лучшие материалы The Rake