Форте, фортиссимо!
Отельер Рокко Форте — из тех бизнесменов, которые не могут усидеть на месте, и, похоже, это фамильная черта
Рокко Форте въезжает на велосипеде в отель Brown’s в Лондоне

Сэр Рокко умеет держать удар. Отличный фехтовальщик в юности, он едва не попал в британскую олимпийскую сборную, увлекшийся триатлоном после 50, он участвовал в Iron Man, а в бизнесе прошел огонь и воду. Разве что медных труб ему досталось меньше, чем проблем и испытаний.

Его отец лорд Чарльз Форте (тоже отжимавшийся каждое утро в возрасте 92 лет) в 1934 году открыл молочный бар на лондонской Риджент-стрит, а в начале 90-х владел 400 ресторанами и 800 отелями разных категорий, включая такие легенды, как George V и Plaza Athenee в Париже, The Ritz в Мадриде и Hotel Eden в Риме.

В 1983 году Рокко Форте возглавил семейный бизнес, а в 1996-м, в тот самый момент, когда он затеял структурные изменения в компании, ее поглотил конгломерат Granada. Форте потерял контроль над империей отца, но не опустил руки. На оставшиеся деньги он начать строить собственный отельный бренд Rocco Forte Hotels. Сегодня в него входят 11 роскошных отелей, в их числе Brown’s в Лондоне, Hotel de Rome в Берлине, Astoria в Санкт-Петербурге и курорт Verdura Resort на Сицилии.

«Сохраняйте видение своего дела, верьте в него и будьте упорны. Ваша уверенность заражает окружающих»

Глобальный экономический кризис сильно повлиял на бизнес, пришлось отменить многие анонсированные и амбициозные проекты, но к этому моменту сэр Рокко знал, что за падениями следуют взлеты. «В 2009-м наша прибыль упала на 40%. Я оказался в долгах, проблем было много. Моя сестра сказала: „Это конец“. Мне повезло договориться с друзьями о займах, так что уже через год дела начали возвращаться в норму. Всего потребовалось усердно работать четыре года и продать один из отелей, чтобы выйти из долговой ямы. Совет бизнесменам — сохраняйте видение своего дела, верьте в него и будьте упорны. — Ваша уверенность заражает окружающих, четко давайте им понять, что делать. Если ты требуешь чего-то от сотрудников, показывай это на собственном примере. Управляющие должны максимально ясно понимать специфику бизнеса, а для этого лучше начинать с „низовой“ работы. Своих детей я воспитывал в том же духе: давал им попрактиковаться на вступительных позициях. Я не заставлял их идти в гостиничный бизнес, они сами сделали этот выбор», — не без гордости рассказывает сэр Рокко.

Он был единственным сыном Чарльза, и вопрос о свободе выбора в его случае не стоял: Рокко начал свой путь в бизнесе отца в 13 лет. У Форте трое детей — Лидия, Ирен и Чарльз. В отличие от отца, у них был выбор. «Папа очень интеллигентный, и никогда не толкал нас в этот бизнес. Конечно, мы росли с пониманием, что это наше семейное дело, но он дал нам свободу выбирать, и в итоге мы оказались в разных сферах отельной индустрии», — говорит старшая дочь Лидия. Закончив исторический факультет Оксфорда, она пошла работать официанткой и выросла до позиции менеджера. Увидев однажды, как она ночью корпит над проектом запуска ресторана, отец предложил ей работу. Сегодня Лидия отвечает за все рестораны группы и вместе с блестящим бренд-шефом группы Фульвио Пьеранджелини обновляет ресторанные концепции и меню.

Закончив исторический факультет Оксфорда, дочь Форте пошла работать официанткой. Сегодня она отвечает за все рестораны группы RFH

Средняя дочь Ирен изучала языки, стажировалась в Plaza Athenee, Verdura Resort и в Brown’s. Отец предложил ей проектную работу — над новыми стандартами сервиса и бренда в целом. Будучи фанатом фитнеса и ЗОЖ, она постепенно пришла к созданию новой концепции велнеса и запуску бренда косметики Forte Organics на основе собственного сицилийского оливкового масла.

После стажировки в Principe di Savoia и Hotel de Rome, Чарльз Форте, названный в честь деда, участвует в девелопменте новых проектов, в частности открытии первого отеля Rocco Forte в Азии, в Шанхае, которое запланировано на 2019 год.

Семья Форте: Лидия, Ирен, Чарльз, сэр Рокко и его сестра Ольга Полицци

Мы разговариваем в одном из главных отелей группы — Hotel de Russie в Риме, куда семья Форте пригласила гостей со всего мира на необычную «Разрушительную вечеринку». Они решили открыть в Вечном городе второй отель, и выбор пал на бывший Hotel de la Ville на вершине Испанской лестницы. Но прежде чем он превратится в эталонный Rocco Forte, нужно полностью реконструировать два его здания, а из 192 комнат сделать 105. Рим — особый город для сэра Рокко, и не только потому, что тут находится один из самых успешных его отелей.

«В день нашей свадьбы в Риме было так холодно, что мне пришлось надеть под костюм термобелье»

«Я женился в Риме 32 года назад. Это было 15 февраля, на улице шел жуткий снег — такое тут бывает крайне редко. Мы даже думали отменять свадьбу, многие прилетали из Англии. Но в Италии говорят „Sposa bagnata sposa fortunata“ („Мокрая невеста — на удачу“. — Прим. ред.). Мне это говорили все гости, чем к вечеру начали неимоверно раздражать. Венчались мы в церкви у Капитолия, было жутко холодно, так что мне пришлось надеть под костюм термобелье».

Этим вечером Рокко Форте тоже облачен в костюм… строителя-монтажника — в каске, высоких ботинках на шнуровке и защитных перчатках.

Наверняка идея столь необычной вечеринки принадлежит Форте-младшим, ведь именно они понимают лучше других, что от отелей ждут клиенты новой формации — миллениалы.

«Приезжая в другой город, мы хотим есть ту еду, которую любим, соблюдать наши фитнес-привычки, нам нужен быстрый интернет. Но главное — мы хотим получить новый уникальный опыт и впечатления», — говорит Ирен. «Для меня большое значение имеют общественные пространства — отличные рестораны и бары. Посмотрите на традиционные люксовые отели — они скучны и неинтересны молодой аудитории», — добавляет Чарльз.

«Основателю бизнеса сложно с ним распрощаться: так было с моим отцом и так будет со мной»

Когда я спрашиваю, могут ли они представить бренд Rocco Forte на 20-летнюю перспективу, вопрос вызывает вполне понятное замешательство: это почти весь их жизненный опыт. «20 лет — это большой срок. Можно представить, как изменятся технологии за это время. Недавно я читала, что искусственный интеллект уже считывает наши эмоции лучше, чем люди. Наверняка достижения IT повлияют на гостиничную индустрию», — считает Лидия и тут же соглашается, что приехать в Brown’s и услышать слова приветствия от робота было бы несколько чересчур. На помощь приходит отец.

«Я точно не собираюсь уходить на пенсию, у меня по-прежнему есть амбиции и драйв. Но на долгий срок я стараюсь не загадывать, меня к тому времени уже точно не будет. Я думаю, что 35 отелей — вполне реальный результат для такой компании, как Rocco Forte. Пока я здесь, мне не хотелось бы отдавать бразды правления какому-нибудь безымянному менеджеру. Основателю бизнеса сложно с ним распрощаться: так было с моим отцом и так будет со мной. Но лучше после меня пусть будет управлять тот, кто имеет достаточно опыта. Захотят ли все это продолжать дети — их личное дело, они могут и просто продать бизнес, я их пойму».

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.