Босодзоку — красота по-японски
Стиль тюнинга автомобилей и мотоциклов, который заставляет их выглядеть так, словно они сделаны под из конструктора «Лего», вновь набирает популярность в Японии и США.

Война кланов

В умах большинства автолюбителей представление о японском тюнинге ограничено фильмами «Форсаж» и «Токийский дрифт», в которых низкие, выразительных аэродинамических форм автомобили буквально по самую крышу напичканы современной электроникой. Пульсация датчиков систем впрыска, рев настроенной прямоточной выхлопной системы, синеватый дым спаленной резины, вырывающийся из-под колес на старте в «светофорных» гонках, — вот оно «лицо» тюнинга страны Восходящего солнца. Все современно и высокотехнологично, но при этом абсолютно лишено души. Однако Янус оказался двуликим и самое интересное и яркое его лицо оказалось практически неизвестным западным обывателям. 

Босодзоку (Bosozoku) — буквально переводится как «агрессивный гоночный клан», субкультура появившаяся в Японии еще в начале 70-х годов прошлого века в среде криминальных кланов лихачей-мотоциклистов. О размахе этого явления говорит тот факт, что культуре босодзоку, а именно самому могущественному из их кланов — «Черным императорам», даже посвятили документальный фильм «Godspeed You! Black Emperor». Японские «Ковбои Мальборо и Харлеи Дэвидсоны» оказались круче американских собратьев по цеху и довольно скоро с двухколесных железных коней пересели на четырехколесные. Автомобили таких экстремалов стали называть Zokusha (дзокуся) (гангстерский автомобиль). Привыкшие постоянно переделывать и совершенствовать свои байки японцы перенесли этот подход и на автомобили, которые благодаря их творческому подходу приобретали весьма экзотический вид. Одним из главных факторов для босодзоку была яркая эффектность и отчасти театральность. И это неудивительно, ведь каждый член банды играл в клане определенную роль, а ночные гонки на автомобилях превращались в настоящее шоу.

К началу 80-х годов движение босодзоку окончательно оформилось в особый вид тюнинга, включавший в себя пять основных направлений.

Сятокан

Сятокан — дословно «минимальный клиренс». Это японский вариант лоу-райдеров (автомобилей с заниженной подвеской). Стал популярным в народе после выхода манга-комикса «Shakotan Boogie», главные герои которого ездили на таких машинах. Обязательные элементы: Hippari («растянутые колеса» — покрышка надевается на диск, который слишком широк для нее). Смысл установки, помимо визуального эффекта, в том, что скошенная внутрь боковая часть шины влезает внутрь колесной арки, допуская снижение посадки автомобиля, иногда вплоть до внешнего края диска. Oni-kyan («дьявольский развал» — диски установлены под углом (10-20 градусов) и как будто вылетают из автомобиля). Используется винтовая или пневмоподвеска, а на машинах с задней полузависимой подвеской — специальные развальные рычаги, позволяющие «развалить» колеса на угол до 8 градусов. Ну, и, конечно, Tsurikawa (подвешенное к заднему бамперу кольцо, которое показывает всем насколько «занижен» автомобиль. При езде обязательно должно скрести по асфальту).

Янки-стайл

Янки-стайл — ярко раскрашенные автомобили в стиле а-ля «гавайская рубаха» (как правило, в белом, желтом и оранжевом цветах). Обязательные элементы: заниженная подвеска, грубые накладки на колесные арки контрастных цветов, чрезмерно широкие колесные диски и покрышки.

VIP-стайл

VIP-стайл — это переделка дорогих современных автомобилей. Невзирая на крайне эпатажную стилистику классического босодзоку, в этом случае криминальная молодежь старается не привлекать к себе лишнего внимания полиции, маскируя свои мощные дорогие седаны аэродинамическим обвесом в стилистике буржуазного Mercedes-Benz AMG. Обязательные элементы: заниженная подвеска, широкие колесные диски установленные под углом примерно 10-20 градусов. 

Кюсякай

Кюсякай — классический «олдскульный» японский автомобиль, выпуска 70-х или 80-х годов. Такой стиль тюнинга стали выбирать все большее количество японцев. Отчасти это делают для того, чтобы дистанцироваться от стилистики криминальных молодежных банд, а с другой стороны в современном мире, переполненном пластиком и одноразовыми вещами, японцы заново научились ценить «настоящие» автомобили, сделанные что называется «на века». Обязательные элементы: максимальное количество хромированных деталей нарочито угловатого дизайна в отделке корпуса. 

Гратян

Гратян — этот стиль отличается установкой на автомобили элементов, характерных для гоночных машин. Объяснение простое, ведь название произошло от Grand Championship — японской гоночной серии 70-80-х годов. Именно в этой стилистике выполнено большинство сумасшедших на первый взгляд машин, впечатляющих обилием установленного пластикового обвеса. Обязательные элементы: масляный радиатор, который ставят в передней части автомобиля так, чтобы он соединялся с двигателем шлангами через отверстия в фарах; «нос акулы», специальные удлиняющие накладки на капот и крылья (часто дополняются «плавниками» в задней части автомобиля); «антикрылья» и спойлеры самых экзотических форм. Особым шиком считается, если на длинной «губе» переднего спойлера установлен вынесенный из под капота масляный радиатор. И конечно же — такеяри — огромные и длинные выхлопные трубы любых форм и размеров (и обычно без глушителей). Главное, чем выше торчит труба, тем круче. Результат — оглушительный резкий звук, предупреждающий всех о приближении «настоящего» босодзоку.

Однако сейчас японцы перестали столь жестко придерживаться канонических традиций и креативно подходят к облику своего авто, артистично смешивая все стили в бесконечной погоне за идеальным дизайном. Да, некоторые модели автомобилей становятся похожими на игрушки-трансформеры, но тут уж дело вкуса. Движение босодзоку живет и развивается, проникая в другие страны и, прежде всего в США.


А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.