Ближе к солнцу
Как превратить путешествие из Москвы на Кавказ в большой вояж? Отправиться туда на автомобиле.

Мы никуда не спешим – сказали мы себе и устроили 10-дневную поездку в Архыз с заездами в великие и малые города. Поскольку наше путешествие пришлось на середину августа с ожидаемо плотным трафиком на дорогах, мы не раз поблагодарили судьбу, что выбрали надежного и комфортного компаньона – Porsche Cayenne S Coupé. Однако лучшее время, чтобы проехаться по такому маршруту, – начало осени. 

Москва-Воронеж

Трасса М4 “Дон” до Воронежа, – пожалуй, самый приятный отрезок пути. Всего каких-то 500 километров от Москвы, но Воронеж с его тенистыми бульварами уже производит впечатление южного города, а водохранилище в сумерках и вовсе кажется морем. Одна беда – разбитая и не освещенная набережная, что привлекает сюда влюбленные парочки. Воронеж вообще производит впечатление молодого города благодаря множеству студентов. Все модно одеты, и теплым пятничным вечером жизнь тут буквально кипит: по улицам проносятся тонированные авто, из которых гремит весь хит-парад русского рэпа. Выбор, куда пойти на ужин, весьма разнообразен. Местные стейк-хаусы кажутся очевидным решением (большая часть русской качественной говядины пасется на воронежских лугах), но мы выбрали террасу Just.Bar&Kitchen, в чьем меню буррата встречается с малиной, а винная карта заслуживает small talk с улыбчивым сомелье. С заходом солнца заведение превращается в дискотеку, но мы, прогулявшись по ночному городу, вернулись в отель Marriott. Он впечатлил нас главным образом завтраком, такое разнообразие мне приходилось видеть разве что в топовых отелях Петербурга.  

Перед выездом мы успели заглянуть в Художественный музей им. И.Н. Крамского с очень цельной коллекцией западноевропейского и русского искусства, главная жемчужина которого – собрание воронежской художницы Серебряного века Елены Киселевой. Имя ее было почти забыто, но в 60-х годах сотрудники музея, в чьих фондах хранились ее ранние работы, разыскали ее в эмиграции и получили в дар множество других произведений. Больше всего впечатляют ее крестьянки и удивительный портрет 1913 года «Маруся», который называют «воронежской Джокондой». 

Воронеж-Ростов

В 80 км. от Воронежа находится музей-заповедник Дивногорье, куда стоит приезжать утром до прибытия автобусов с туристами, тем более, что вход в него всегда открыт. Если вы бывали в Каппадокии, то вряд ли местные меловые столбы и церковь в одном из них вас впечатлят, но с вершины холма открываются красивые виды на долину и изгибающуюся ленту Дона. К предупреждающим надписям о том, что с туристических троп сходить нельзя, стоит отнестись серьезно: в степных зарослях полно гадюк. Стоило нам ради эффектного кадра сделать шаг в сторону – и вот она, гадюка, тут как тут, рада встрече. 
Путь до Ростова-на-Дону занял почти двенадцать часов из-за многокилометровых пробок, ремонтов дороги, очередях на заправках и бесконечных станций оплаты проезда – после пятой я сбился со счета. Пожалуй, даже не на шоссе, а именно в пробке я оценил преимущества Porsche Cayenne S Coupé. Конечно, приятно разогнаться до 100 км/ч за 5 секунд под рык 2,9-литрового двигателя V6 с двойным турбонаддувом, но когда тебе приходится буквально стоять несколько часов, понимаешь истинную цену комфорта. В то время как другие участники дорожного обездвижения изнывают от жары и сизых выхлопов от бесконечных фур, вы пребываете в ультимативном комфорте: отдыхаете словно в лаунже в спортивных креслах с 8-позиционной регулировкой (они даже обдувают вам спину!), слушаете любимую музыку, дышите чистым воздухом и над вашей головой плывут облака –панорамная стеклянная крыша создает впечатление, что вы в кабриолете.

До отеля Arka в Ростове-на-Дону мы добрались уже за полночь. Первая гостиница ресторанной группы Ginza Project получилась почти безупречной. Для нее выстроили новое здание, которое выделяется на фоне прочих архитектурных достопримечательностей города. Завтраком в отеле мы манкировали ради местной институции – «ОнегинДача», где оживают мифы о ростовчанах, которые умеют себя показать даже в 09.00 утра. За публикой было интереснее наблюдать, чем рассматривать избыточные детали интерьера. На обратном пути мы не смогли отказать себе в удовольствии позавтракать тут еще раз, как и дважды сходить на местный рынок. Это все равно, что оказаться в кино, не только из-за цен, которые резидентам ЦАО покажутся удивительно низкими, но из-за местных персонажей: «Откуда вы, такие хорошие? Я вас пОняла…», – хлопочет за прилавком пышущая здоровьем продавщица свежевыжатого подсолнечного масла. Его среди прочих гастрономических сувениров мы увезли домой, буквально забив доверху 625-литровый багажник авто. 

Жаль, что у нас не было времени подробнее изучить ростовскую кухню, которую нахваливают столичные гурманы, но ресторан Leo Wine & Kitchen обласкан ими по праву. В августе нас удивил гаспачо из желтых томатов с персиками и тартар из кефали с нектарином и лимоном, меню постоянно обновляется, а винная карта как таковая отсутствует, потому как бутылками уставлены все стеллажи вдоль стен – и вы точно найдете там то, что ищете.
Перед отъездом мы успели заглянуть в музей изобразительных искусств, чтобы увидеть замечательную коллекцию пейзажей и натюрмортов Константина Коровина и, пожалуй, самую миниатюрную скульптуру Кановы в мире – трогательного «Пишущего мальчика» размером с пресс-папье.

Каменск-Шахтинский

Примерно в 170 км от Ростова-на-Дону на обратном пути в Воронеж мы решили заехать в удивительное место – каньон Долгий, или Длинное озеро близ Каменск-Шахтинского. Этот карьер начали разрабатывать в 70-х годах, но экскаваторы случайно задели водоносный слой, и он быстро наполнился водой, образовав живописное озеро два километра длиной. Если не знать, где оно находится, добраться туда будет непросто – к карьеру ведет малозаметная проселочная дорога. На режиме off-road Porsche легко преодолел ухабы, но далее дорога пролегала по склону холма со значительным уклоном. Изнутри машины крен казался устрашающим, но, к счастью, тут давно не было дождей, а почти трехтонный автомобиль весьма устойчив благодаря широкой колесной базе и системе Hill Descent Control (PHC). При движении под уклон и на неровных и скользких участках склонов она поддерживает скорость на постоянном уровне (в диапазоне от 3 до 30 км/ч), позволяя водителю сконцентрироваться управлении. Еще минут 20 по степи – и мы на месте. К берегу озера мы решили не ехать и разбили пикник наверху с видом на весь карьер – тут и пригодились деликатесы, купленные на ростовском рынке.

Архыз

До точки назначения мы добрались поздно вечером и еще в дороге связались с компанией «Архыз Тур 3637», которая которую я могу смело порекомендовать. На следующее утро нас ждал гид на видавшем виды УАЗике, и мы отправились на первый трекинг. Конечно, мы были уверены, что Porsche c честью выдержит и это испытание и доставит нас к началу похода по любому бездорожью, но, как говорится, не знаю броду… А в воду действительно пришлось залезть: многие пути проходят по руслам горных ручьев. Ребята из «Архыз-Тура» демонстрируют чудеса на виражах и поддают газу – брызги во все стороны, девушки визжат, подпрыгивая на ухабах. Но за час пути по булыжникам и грязи убеждаешься, что решение оставить белый Porsche на стоянке отеля было мудрым.

За три дня мы совершили три похода. Первый, 10-километровый, к Дуккинским озерам, хотя и довольно популярный маршрут, но людей на нем оказалось немного. Вначале тропа идет у горной речки (везде можно пополнить запасы воды), по берегам которой цветут крокусы, постепенно сосны сменяются березовым криволесьем – кряжистыми деревцами, искривленными лавинами, которые зимой обычно дело. Чуть выше начинаются субальпийские луга с рододендронами, иван-чаем, колокольчиками… К двум озерам приходится карабкаться по валунам, но усилия того стоят. Вода тут такого насыщенного цвета, будто ее специально подкрасили. Некоторые смельчаки даже купаются, хотя температура воды градусов 8, а на соседнем утесе лежит ледник. 

В Софийскую долину, от красоты которой захватывает дух, мы возвращались дважды. Прогулка к Софийским водопадам не сложна физически, но даже здесь люди умудряются ломать ноги и разбивать головы о камни лишь потому, что решили пойти в поход в балетках и беговых кроссовках. Не совершайте подобной ошибки – обязательно купите специальную трекинговую обувь. На следующий день мы решили отправиться в более сложный поход на Софийские озера. Гиды из «Архыз-тура», предложили нам выехать к началу восхождения в 05.00 утра, чтобы успеть до основного потока туристов и, главное, – до дождя. Весь маршрут к озерам всего 11 км, но с перепадом высоты почти в 1100 метров – до 3200 метров в самой высокой точке. Причем последний подъем – по очень крутому склону, тропинка на котором сильно вытоптана, ботинки скользят по сухой земле, из-под ног впереди идущих осыпаются камни, и, если бы не трекинговые палки, на которых настоял гид, идти было бы весьма сложно. 

С перевала открывается вид на три горных озера. Картинка наверху какой-то невероятной резкости – как будто видишь ее на светящемся экране. Возможно, это эффект от немного разреженного воздуха, но отражение гор в глади недвижимого озера просто магическое. На одном из озер инстаграмщицы устроили фотосессию, надув огромного розового фламинго. И хотя нам было холодно даже в пуховых жилетках, девушки в купальниках профессионально отработали съемку.
Уставшие и довольные, мы спустились обратно в долину еще до обеда, когда большинство туристов только начинали подъем. И да, через пару часов пошел дождь. Остаток дня мы отдыхали в бутик-отеле Flora – альпийском шале, которое открылось буквально перед карантином. К началу горнолыжного сезона тут достроят спа и большой бассейн. Хотя его ресторан вряд ли впечатлит гурманов (скорее еду тут можно назвать добротной), но все искупает прекрасный сервис и возможность приносить свое вино без пробкового сбора, а уж им мы загрузили багажник авто еще в Москве. 

На следующий день мы пустились в обратный путь, пообещав себе вернуться в горы в самое красивое время года – золотой осенью в середине октября.

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.