Bespoke для лошади
До 14 сентября вход за кулисы мастерских Hermès — свободный

Выставку «Hermès за кулисами» проводят в столицах мира с 2011 года. В Москве бесплатно понаблюдать за работой девяти ремесленников Hermès можно с 5 по 14 сентября 2018 года в Музее Москвы. В девяти выставочных зонах разместились мини-мастерские по производству перчаток, сумок, шелковых платков, галстуков, посуды и, конечно, седел для лошадей, с которых и начинался Hermès.

Мастера, стоящие за станками и занятые привычным делом, охотно рассказывают о своей работе. Изабель трудится в седельной мастерской Hermès в самом центре Парижа с пятнадцатью другими мастерами. На одно седло у нее уходит целая неделя. За это время нужно выбрать с клиентом модель, вид кожи, цвет декоративных строчек, затем — изготовить буковую основу, усилить ее металлическим каркасом, прикрепить ремни, приклеить мягкие слои поролона и латекса и, наконец, обтянуть всё кожей. Изготовление седел — абсолютный bespoke, и мастер использует не только мерки клиента, но и мерки его лошади, которых, к слову, должно быть около ста. Изабель говорит, что такие выставки нужны в том числе для того, чтобы заинтересовать потенциальных сотрудников. Я охотно ей верю — даже мне захотелось немного побыть подмастерьем.

Рядом художница по фарфору расписывает посуду. Мастер раскрашивает тарелку с очень тонким контуром — и я опрометчиво думаю, что она работает с готовыми трафаретами, которые облегчают нанесение краски. Но, оказывается, контур она тоже наносила вручную с помощью твердого пера. Потом тарелки будут обжигать при температуре 800 градусов Цельсия, чтобы краска стала частью эмали, — но это произойдет уже во Франции.

Мастер за кеттельной машиной умело сшивает трикотаж и шелк, превращая неприметную футболку в необычную красивую вещь. За соседним столом швея Астрид собирает вручную шелковый галстук: по лекалу укладывает в готовый отрез ткани подкладку, делает сгибы в нужных местах, быстро сметывает все части галстука, выполняет продольный шов, делает закрепку, пришивает эмблему, проверяет, есть ли зацепки, и вуаля — галстук готов. Кстати, об индивидуальном пошиве галстука можно договориться, если вы постоянный клиент компании.

Самая популярная зона на выставке — не сумки, как можно было бы предположить, а стол печатника по шелку и графического дизайнера. Слой за слоем через специальные трафареты мастер наносит на ткань цвет в строго определенной последовательности. Рядом с печатным столом Манон, графический дизайнер Hermès, на огромном планшете оцифровывает рисунок для будущего платка. На нем изображены доспехи самурая, которые другая художница вручную рисовала в течение года. Оцифровка занимает еще 400–700 часов, а на особо сложные рисунки может уйти и целый год. Как только слышишь это, понимаешь, что стоимость платка Hermès оправдана. Я спрашиваю, можно ли заказать платок с авторским принтом. Манон смеется и кивает: «Конечно. Если вы принцесса с внушительной казной».

Кожевник и перчаточник демонстрируют свое мастерство на женских моделях. Части сумки сшивают вручную седельным швом — для этого используют навощенную льняную нить, шило и две иголки.

По понятным причинам наблюдать работу мастера-стеклодува вживую не получится, но можно оказаться на производстве с помощью VR-очков — и посмотреть фильм об изготовлении стеклянной вазы. В очках немного кружится голова, я снимаю их и испытываю облегчение: хорошо, что все прочее мастерство Hermès можно увидеть на расстоянии вытянутой руки, а не в виртуальной реальности.

фото: Анастасия Хавжу
Подпишитесь, чтобы еженедельно получать лучшие материалы The Rake