Арт-хранилище
Современное искусство Африки в центре внимания кураторов и коллекционеров всего мира, но посвященный ему отдельный музей открылся только сейчас. ZEITZ MOCAA должен стать главной достопримечательностью Кейптауна (ЮАР)

Сначала здесь, на берегу океана, в самом сердце портовых гаваней Кейптауна, стояли гигантские угольные склады. Потом их место заняли бетонные силосные башни, но земля вокруг еще долго оставалась черной от угольной пыли. Когда же и зерно перестало быть главным товаром пищевой цепочки, а сами гавани превратились в развлекательный центр V&A Waterfront, занимающий 120 с небольшим гектаров бывших доков, башни оказались заметной, но никому не нужной «высоткой» на береговой линии. «Они были нашим кафедральным собором, — говорит Марк Нобель, директор девелоперской компании, отвечающей за процветание территории. — Но по большому счету мы не знали, что с ними делать». Решать задачу предложили студии британского архитектора Томаса Хизервика, автора «раскручивающегося моста», английского павильона на шанхайском Expo 2010 и нового дизайна лондонских автобусов. Перебрав несколько вариантов — от фермы по выращиванию грибов (не спрашивайте!) до огромной парковки, — Хизервик остановился на самом беспроигрышном и предложил превратить морально устаревшее сооружение в музей. Поиск курирующей институции занял немало сил и времени — по словам Нобеля, лицензии всех обычных подозреваемых вроде Гуггенхайма никак не укладывались в бюджет проекта. Но в конце концов идея заинтересовала Йохана Цайца, немецкого собирателя африканского искусства, того самого, что скупил на Венецианской биеннале 2013 года 85 работ африканских художников. Он пообещал предоставить львиную долю своей коллекции в бессрочное пользование будущему музею и стать его отцом-основателем. Так у проекта появилось имя — Музей современного искусства Африки имени Цайца, или Zeitz MOCAA.

«Конечно, проще было все здесь снести и построить новенький, сияющий музей из стекла, — говорит Хизервик, для которого Zeitz MOCAA стал чуть ли не первым реализованным большим зданием. — Но я не хотел, чтобы люди приходили сюда, делали селфи на фоне и убегали. Таких мест уже предостаточно». Поэтому он прорезал бетонные трубы бывшего зернохранилища насквозь 9-этажным овальным атриумом, по сторонам которого разместил 100 с лишним галерей и образовательных центров. Симбиоз старой и новой архитектуры получился эффектным и органичным: кажется, что ты находишься внутри гигантской живой клетки. Но сделать селфи все равно хочется.

Подпишитесь, чтобы еженедельно получать лучшие материалы The Rake