9 причин поехать в Ростов
Выходные в Ростове-на-Дону обещают хорошую погоду и отличный эногастрономический опыт. А спорткар Porsche сделает путешествие незабываемым.

1. Хруст французской булки

Гастрономическая составляющая тура по Ростову доминирует над культурно-образовательной, но на то он и уикенд, чтобы неспешно перемещаться от стола к столу по пути добирая необходимых каждому путешественнику впечатлений. Leo Wine & Kitchen «Онегин. Дача», «Гаврош», — вот, пожалуй, тройка лидеров ресторанной индустрии города и топ всех путешественников, прибывающих из столичного региона. «Гаврош» — это в первую очередь, бистро с большой винной картой, но фуди ценят его еще и за безупречные завтраки и выпечку — круассаны, бриоши, тостовый хлеб — все пекут сами и подают в первой половине дня с яйцами, нежной малосольной рыбой, сырами и зеленью. 

Владельцы ресторана не так давно запустили новый проект «Кекс» — кондитерские с той самой выпечкой, так что, воздушные бисквиты и хрустящие булки теперь можно прихватить на прогулку по Дону или на пикник. «Онегин. Дача» — ресторан, больше подходящий для обстоятельного ужина, с бутылкой игристого цимлянского или сибирькового, порцией щучьих котлет или пельменей с уткой и белыми грибами. Ради Leo Wine & Kitchen многие делают крюк в Ростов, сворачивая с проторенного маршрута Москва-Черное море. Leo — модно-модернистский проект амбициозных молодых рестораторов, в винной карте которого — редкие и интересные вина, а в меню — сезонные продукты в авторской интерпретации талантливого шефа Максима Любимова. Все несложно — бабагануш, хумус, паштет с изюмом — но предельно сбалансировано по вкусу и отлично приготовлено. Гастрономическая карта Ростова пестра и необычна. Ростовчане даже придумали хештег #ростовгородсовкусом, чтобы приезжие могли по нему легче ориентироваться в гастрономическом разнообразии города.

2. Porsche 718 Boxster S

Boxster, получивший вместе с наддувом приставку 718 к имени, сейчас хорош как никогда. Его внешность излучает красоту и экспрессию, и с какой стороны не посмотри, выглядит машина напористо, броско и по-спортивному уверенно. Отличный спортивный руль с уменьшенным диаметром. Кругляш на отростке справа — манетка системы Sport Chrono, управляющая мехатронным шасси. В центре кнопка Sport Response, которая активирует самый могучий режим мотора на 20 секунд, при этом на экране бортового компьютера появляется секундомер с обратным отсчетом. Чистый адреналин!

Porsche 718 Boxster S укомплектован двигателем объемом 2,5 литра. А лошадиных сил теперь 350 (!). Когда включаешь режим Sport+ и утапливаете на старте обе педали, обороты поднимаются до фантастических 6500 об/мин! Отпустил тормоза — и получил удар затылком по сиденью. Прыжок до 7500 об/мин — и «робот» PDK врубает вторую. К третьей передаче, спустя 4,4 с после старта, на спидометре уже «сотня». Но турборежим несет Boxster дальше, как ракету.

Чуть приотпустил педаль газа и бросил Boxter в очередную волну-изгиб серпантина ростовский трассы. Качество покрытия на высоте, так что все происходит без риска для подвески. Кайфую от честного усилия на руле, удивительной прозрачности и точности реакций машины. Она невероятно юрка и стремительная, буквально прилипающая к дороге, и идеально прописывающая заданную траекторию на любой скорости. А «максималка» у нее — 285 км/час!

3. Купеческие забавы, советские мозаики и рыночные отношения

Пешую прогулку по Ростову лучше начинать с Большой Садовой — центральной и одной из старейших улиц города. Ее еще называют местным «Невским проспектом» за схожесть в архитектуре и оживленности движения с главной петербургской артерией. Какие-то здания чудом уцелели во время ВОВ, какие-то восстанавливали и реставрировали в течение не одного десятка лет — Дом Черновой, доходные дома Штрома, Леонидова, Тер-Обрамяна… Так, например, здание Городской думы по проекту архитектора Померанцева (автора московского ГУМа), восстанавливали в 60-х, а вот купола и отделку фасада вернули зданию лишь в 90-х прошлого столетия. Повезет с экскурсоводом или сопровождающим из местных — во время прогулки услышите немало рассказов о местных купцах. В частности, о бизнесмене, судовладельце и прародителе всех фуди Елпидифоре Парамонове, который для своих приемов придумал особую столоподъемную машину, об исключительно донской традиции пить кофе с оселедцем (с малосольной сельдью) и традиционной закуске чапра. 

Разговоры о еде плавно приведут вас на Центральный рынок. Где ту самую чапру можно приобрести, а заодно маринованные сливы и копченные груши — сухофрукт, на котором местные готовят роскошные настойки! И, конечно, раки. Впрочем, цена за килограмм свежевыловленных на рынке точно такая же как за килограмм приготовленных в местном заведении «Раки и гады». Тут их готовят десятком способов — от классического с укропом до «экзотического» с острыми колбасками и кукурузой. Гуляя по городу, не забывайте спускаться в переходы. В середине 70-х годов прошлого века их украсили уникальными панно из кафельной плитки. Интересно, что каждый кусочек мозаичного панно подобран, окрашен и обожжен в печи вручную. Сюжеты панно соответствуют времени их создания — тут и сцены Великой Отечественной войны, и счастливого советского детства, и покорения космоса. 

4. Porsche 718 Cayman S

Базовым Porsche Cayman положены двухлитровые агрегаты отдачей 300 сил и 380 Нм. Версии S, одна из них как раз оказалась в моих руках, укомплектованы оппозитниками объемом 2,5 литра с более крупной турбиной с изменяемой геометрией, выдающими 350 сил и 420 Нм крутящего момента. Новый 2,5 литровый мотор-турбочетверка вместе с «роботом» PDK перенесет вас до отметки «100 км/ч» за невероятные 4,4 секунды, сочно рыча под сброс газа. 

Моя любимая опция — Launch control — превращает каждый старт со светофора в бесконечный источник веселья. Хотите также? Поверните колесико-селектор на отростке руля в положение Sport+, зажмите обе педали, отправляя стрелку тахометра вправо почти до упора. И когда погаснет красный свет — отпустите педаль тормоза и под накатывающую волну перегрузок ощутите себя настоящим Льюисом Хэмилтоном. Вау!

5. Пироги с лебедой, уха с тузлуком и армянский шашлык

Путешествие на катере по Дону до станицы Старочеркасской — обязательный пункт программы в жаркий день. В пути можно устроить дегустацию всех вин и специалитетов, прихваченных с Центрального рынка. Старочеркасская активно борется за внимание туриста — внутреннего и международного: центральная аллея уставлена лавками местных предпринимателей, торгующих сувенирами, что, увы, аутентичности месту не прибавляет, как и туристической ценности.  

Мимо прилавков дойдите до Воскресенского войскового собора, строительству которого помогал император Петр 1. У входа висят кандалы и цепи, в которые по легенде был закован Степан Разин перед отправкой на казнь. Добирать аутентики придется опять за столом: в местных кафе готовят донские уху по старинным рецептам (ее подают с тузлуком – крепким соленым бульоном, который в тарелку следует добавлять порционно, по вкусу), пирожки с капустой и щучьей икрой и курники.

Если захочется продолжить путешествие по околоростовским станицам, то вам прямой путь в городок Чалтырь, где уже несколько веков проживают донские армяне. Тут вас ждут гигантский армянский шашлык, пирожки с лебедой и армянские печенья.

6. Porsche Cayenne Coupe

Изрядную часть путешествия по Ростову и области мы провели за рулем спортивного купе-кроссовера Porsche Cayenne Coupe. В отличие от немецких конкурентов Porsche удалось сделать заднюю часть нового Coupe достаточно спортивной со стремительно покатой линией крыши, измененными задними дверями и новыми кузовными панелями, добавившими автомобилю правильной брутальности. Интересно, что в «базе» задние сиденья сформованы под двух пассажиров, но если вы планируете ездить впятером, то задний трехместный диван вам установят совершенно бесплатно. 

Что касается технической начинки, то она не сильно отличается от «классического» Cayenne. А вот над интерьером неплохо поработали: новые спортивные сиденья со стильными тканевыми вставками, панорамная стеклянная крыша (ставится даже в базовой комплектации). За городом на ростовских грунтовых «дорогах» отлично работал режим «гравий», позволявший уверенно рассекать на скорости 100+ км/час. Электронный мозг автомобиля бережно подхватывал машину, старавшуюся свалиться в скольжение, и возвращал на правильную траекторию движения. Тем приятнее было разогнаться «в пол» на дорогах с хорошим покрытием — скорость в 170 км/час набирал играючи. 

7. Гаражное вино, ростовские шато и цимлянский черный

Виноделие в ростовской области стремительно набирает популярность. Кто-то из предприимчивых местных прикупает несколько соток земли и высаживает виноград для будущего производства. Другие — собирают урожай с нескольких сотен лоз, что растут на приусадебном хозяйстве, и закупают виноград у крупных виноделов (например, у Ведерникова) для небольшого — в несколько тысяч бутылок — собственного производства вина. Гаражное виноделие — это производство небольших объемов вина в частных хозяйствах, как правило силами одной семьи. Утверждают, что в области уже полторы сотни таких хозяйств. 

Рядом с Ростовом, на хуторе Хапры по соседству разместились сразу две таких винодельни: «Шато Веденеевское» и «микровинодельня Пестряковых». Первые, отчаянно экспериментируют с автохтонами — сибирьковым, цимлянским черным, алиготе, вторые работают с европейскими сортами, ориентируясь в производстве, а европейский подход и эстетику. Кстати, в усадьбе Пестряковых, которая построена по собственному проекту ее хозяина Сергея Пестрякова — архитектора и винодела, нередко проводятся винно-музыкальные вечера. Хэштег #ростовгородсовкусом поможет вам отыскать программы местных энтузиастов на просторах Интернета.

8. Porsche 911 Carrera 4S

Внешность 911 хвалят все — как энтузиасты-поршеводы со стажем, так и прохожие. Единственное, что смутило — это экстравагантные дверные ручки. Да и «катки» в 21 дюйм показались крупноватыми для такой машины, хотя, конечно, это дело вкуса. В любом случае, главное удовольствие — это само пребывание за рулем 911. Все четко, отточено, понятно. Машина идеально отрабатывает движения руля и вписывается в любую заданную траекторию, не задумываясь. В плотном городском потоке не утомляет чрезмерной мощностью, а на загородных трассах показывает все, на что она способна. А она способна на многое. Генерируемая спойлером прижимная сила, по словам инженеров Porsche, полностью компенсирует подъемную, действующую на заднюю ось. Максимальный угол атаки может быть выбран уже при 60 км/ч, если наддувочному воздуху требуется дополнительное охлаждение. 

В интерьере все продумано-лаконично. Понравилось то, что в дверях появилось место под полуторалитровые бутылки с водой. Очень удобно при больших пробегах между городами. Отличные боковые зеркала, в которые стало гораздо лучше видно. Система кондиционирования способна справиться как с любой жарой, так и холодом. На ее работу просто не обращаешь внимание, насколько она комфортна. Отдельного внимания заслуживают матричные фары, под линзами которых прячутся 84 светодиода. Помимо прочего, Porsche способен гасить подсветку в зоне слишком ярких дорожных знаков, а также подчеркивать границу собственной полосы. Чудеса немецкой инженерии. 

9. Бар-хопинг по-ростовски

В Ростове любят и умеют отдыхать. Для того, чтобы отыскать местные бары летом навигатор не понадобится: вокруг популярных мест потребления местными негрони, шпритца и «ржавого гвоздя» будет многолюдно и шумно. Например, вокруг Mojo Bar & Café или культового для города заведения «Свой бар». Последний прославился далеко за пределами родного города благодаря бармену Артуру Арутюньяну, который придумал коктейль «Кукарача», ставший визиткой карточкой города. Рецепт несложный — одна часть апельсинового ликера и 2 части пряного рома — но подача замысловатая: жидкость поджигается, горячей разливается по рюмкам, выпивается залпом под крики барменов «Кукарача» и… занюхивается донским табаком с ментолом!

За более светским потреблением алкоголя идите в новую рюмочную «Хрусталь» — новый бар, открывшийся уже после карантина. Абсолютно, как нам показалось, питерское место и по атмосфере, и по дизайну. Пить, конечно, настойки и местные крепыши, например, чачу, настоянную на тех самых копченых грушах и выбивающую слезу хреновуху.

Где остановиться

В городе мало первоклассных гостиниц. Лучшим, на наш взгляд, оказался Бутик-отель «39» (ул. Шаумяна, 39). Первый дизайнерский отель в городе расположился в самом центре на тихой улочке, где когда-то кипела и бурлила купеческая жизнь. До вечно оживленной (несмотря на пандемию) набережной Дона отсюда всего минут десять прогулочным шагом. Формат бутик-отеля обеспечивает гостям уединенность и персонализированный сервис, по уровню не уступающий зарубежным люксовым отелям. Сотрудники запомнят ваши предпочтения и обязательно предложат на утро ваш любимый кофе или приготовят блюдо специально для вас. 

Концепция дизайна «39» — «something old, something new»: винтажная люстра ручной работы гармонично вписана в современное фойе, а фоном для стойки рецепции, выполненной из цельного массива секвойи, служит стена из кирпича царских времен со старинной дверью, найденной в одном из старых домов Ростова.

Важно: любой понравившийся арт-объект из интерьера отеля можно приобрести. В отеле — 44 дизайнерских номера пяти категорий, от стильных стандартных до роскошного королевского люкса с белоснежной ванной у окна. На крыше расположена видовая терраса-бар с отличной коктейльной картой и авторским гриль-меню.

А ты уже подписался на The Rake? В нашей рассылке — лучшие материалы сайта, актуальные новости и эксклюзивные предложения для подписчиков.